Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Все не так в двадцатке

МВФ и ВБ пеняют правительствам за то, что те не выполняют решения «большой двадцатки» и борются с общим финансовым кризисом не слаженно

Reuters
МВФ и ВБ пеняют правительствам за то, что те не выполняют решения саммита «большой двадцатки» и борются с общим финансовым кризисом не слаженно и потому неэффективно. В итоге приходится снижать прогноз роста мирового ВВП. Эти обвинения справедливы, признают эксперты, другой вопрос в том, что предложенные методы борьбы с кризисом сами по себе вызывают сомнения.

В борьбе с финансово-экономическим кризисом правительства разных стран все делают не так и не справляются со своей задачей. Таково мнение глобальных финансовых структур, претендующих на роль регуляторов мирового экономического развития, — Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ).

Они выступают с монетарных позиций, то есть считают, что на экономику следует влиять с помощью денег. И правительства стран мира уже осуществили серьезные денежные вливания в свои экономики, чтобы преодолеть рецессию или поддержать их рост. Причем масштаб этих вливаний колоссален. Так, в США принятый осенью «план Полсона» предусматривал выделение $700 млрд на выкуп проблемных активов у банков. В Великобритании недавно принята программа поддержки банков объемом 150 млрд фунтов. В России Центробанк, по словам директора его департамента по операциям на финансовых рынках Сергея Швецова, только на поддержание рубля с сентября 2008 года потратил из своих международных резервов более $200 млрд. И все это далеко не окончательные цифры —

в условиях, когда учетные ставки центробанков, в особенности в Японии и США, устремляются к 0%, значение мощных вливаний в рамках «количественных мер» финансовой политики только возрастает. Но до сих пор все эти деньги, по сути, работают вхолостую и не доходят до реального сектора,

поскольку вся мировая финансовая система сейчас коллапсирует. «Если вы проведете денежное стимулирование без укрепления банковской системы, это будет как наркотическое опьянение», — заявил в интервью газете Financial Times президент ВБ Роберт Зеллик. «Пока финансовая система не реструктуризирована, все деньги от стимулирования будут уходить в черную дыру», — добавил глава МВФ Доминик Стросс-Кан.

Но национальные власти не предпринимают достаточно усилий, чтобы расчистить финансовые завалы, считают чиновники ВБ и МВФ.

Правительства даже не выполняют договоренностей, достигнутых в Вашингтоне в ноябре 2008 года в рамках встречи политических и финансовых руководителей «большой двадцатки»

наиболее экономически развитых стран, хотя итоги их выполнения надо будет подводить уже 2 апреля на следующей встрече. Стросс-Кан констатировал, что на том саммите руководители «заявляли в один голос» об обязательствах рекапитализировать проблемные банки, изъять «токсичные активы» из финансовой системы и провести скоординированные финансовые мероприятия, но не смогли провести обещанные действия для поддержания экономики и восстановления подорванных банков.

По словам Стросс-Кана, демократическим правительствам мира, концентрируясь на своих финансах для борьбы с кризисом,

необходимо действовать даже вопреки пожеланиям избирателей, которым может быть гораздо менее понятно выделение расходов на восстановление банков, чем, скажем, на строительство больниц,

в рамках финансового стимулирования. «Один доллар, потраченный на банки, возможно, более полезен сейчас», чем доллар затрат на инфраструктуру, оценивает глава МВФ.

Отчаявшись дождаться прогресса на финансовых рынках, МВФ резко вниз пересмотрел перспективы мировой экономики в 2009 году. Если еще в октябре — ноябре он ожидал среднего роста глобального ВВП в 3%, а в ноябре — 2,2%, то согласно источнику агентства Reuters в «большой двадцатке»

теперь МВФ ожидает роста мирового ВВП всего на 0,5%. Причем США упадет на 1,6%, Европа — на 2%, а Япония — на 2,6%.

«Пересмотреть прогноз МВФ заставили макроэкономические данные, выходящие в последнее время, — отмечает аналитик ФК «Арбат Капитал» Михаил Завараев. — По многим странам показатели по ВВП свидетельствуют о том, что мировая экономика сжимается быстрее, чем ожидали».

Этот прогноз может быть еще пересмотрен, а от дальнейших действий правительств во многом зависит, в какую сторону.

Критика МВФ и ВБ во многом обоснованна, признают аналитики. Согласованное применение мер финансового оздоровления — одна из самых сложных задач, считает Завараев. «Несмотря на договоренности, каждая страна предпринимает такие действия, которые считает правильными для себя», — отмечает начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. «Это типичный пример так называемого «недобросовестного поведения»: вроде бы все договорились, но каждому выгоднее преследовать свои личные интересы, при условии, что все остальные будут придерживаться договоренностей, — заключает Завараев. — Но в итоге

получается, что каждый тянет воз в свою сторону и видимого улучшения ситуации, на которую все так надеялись, нет».

Впрочем, считают эксперты, финансовые чиновники слишком торопятся: восстановление доверия на финансовых рынках — процесс не быстрый. Кроме того, есть и ряд чисто технических вопросов. «Нужно придумать максимально эффективную схему извлечения проблемных долгов с балансов банков, — замечает Завараев. — На всех денег не хватит, следовательно, нужно выбрать максимально эффективные критерии для определения того, какие долги считать «плохими».

Но не все аналитики считают правильным принимать рекомендации ВБ и МВФ как рецепт спасения. «Попытки поддержать финансовую систему и думать, что это может решить текущие проблемы, — большое заблуждение, порожденное монетаристским подходом», — предупреждает Сусин. Более того,

следование рекомендациям уважаемых финансовых институтов способно в будущем лишь усугубить причины, приведшие к нынешнему кризису, и подготовить новый, еще более тяжелый.

Причина текущего кризиса — чрезмерное потребление в долг, и решением кризиса может быть только одно — сокращение реального потребления, прежде всего в экономически развитых странах, указывает аналитик.

Но сокращение потребления крайне болезненно для многих развитых стран, и вместо того, чтобы научиться жить по средствам, они пытаются превратить сформировавшиеся в результате активного потребления долги в обязательства государств, а политики пытаются просто оттянуть проблемы «на как можно дольше».

Это может вызвать лишь новую волну кризиса, когда под угрозой уже окажется способность государств своевременно оплачивать свои долги.

«Попытки поддержать пирамиду потребления от падения в этой ситуации чреваты еще большими проблемами в будущем: рисками перехода дефляционного кризиса в инфляционную спираль, когда правительства вынуждены будут использовать печатный станок для финансирования резко возросшего госдолга», — говорит Сусин.