На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Хвосты и мораль

Обозреватель журнала «Русский Newsweek»

Есть какая-то важная правда в том, что спокойный 2006 год завершают отголоски двух поворотных в истории страны событий. Это называется отработать хвосты. В полусекретном порядке расформирована парламентская комиссия по Беслану. А прокуратура дежурно готовит новые обвинения и новый срок арестанту Ходорковскому.

Все видели, как тогда из-за продемонстрированного Москвой безволия события в Беслане развернулись по самому катастрофическому сценарию. И как потом в этой связи стали назначать губернаторов. Все знают, что Ходорковского держат не за налоги, а потому, что он против Путина. Ну и что? Разве это для кого-то проблема? Это же не жизнь. Это же политические «хвосты». А раз так — все это мимо темы: Беслан проехали, Ходорковскому все равно сидеть.

Российская цивилизация мутировала, и даже самые тяжелые для нее вопросы стали какими-то пустыми — как после застолья банка из-под маринованных огурцов.

Раньше в России было принято, так сказать, переживать за судьбу страны: как, мол, она, что с нею будет? Время эмоций кончилось. Мы живем теперь в эпоху торжествующего расчета и 11-процентного роста доходов в год. Наверное, это правильно, чтобы вопросы власти возвышались над повседневностью. И чтобы была свобода. Как в Европе. Мы что-то такое как раз построили. Пришли через черный ход. Наша свобода — это когда нас не трогают. Даже нефтяная экономика демонстрирует точечные признаки диверсификации и здоровья.

Просто смешались сущности. Допустим, смягчение нравов теперь то ли соседствует с закручиванием гаек, то ли это одно и то же.

К началу года бессильная «Единая Россия» разрослась и стала слегка похожа на эффективную политическую машину советского образца. Тогда ей тут же создали конкурента. Будем выбирать. А параллельно отменили голосование против всех и порог явки — тоже такие, знаете, хвосты, — и конкуренция становится изящным выражением монополии. Не нравится выбор? Сидите дома, вы не мешаете.

Мы ведь уже привыкли, что все не то, чем кажется. Так организован диалог. Национальные проекты — это на самом деле не проекты, а специальный способ рекламировать одного из путинских преемников. Запрет балтийской кильки — это не запрет кильки, а стратегический шаг в обороне наших суверенных рубежей. Дело же не в кильках — это было бы слишком мелко и унизительно. Что нам кильки. А коренное население — граждане России или просто русские в зависимости от того, как вы сами на это смотрите. Можете одним говорить так, а другим иначе. Вы же не на экзамене.

Почему, спросите, в эфире один Путин и нет оппозиции? Вам ответят: таково соотношение их веса в обществе. И ведь это правда. Попробуйте сами мысленно взвесить вред властям от работы журналиста и ущерб, который нанесет им его убийство, и вы согласитесь с президентом. Недавно один высокопоставленный чиновник сказал, что лучше — поскольку прибыльней — шантажировать соседей газом, чем ядерными ракетами. Лучше? Конечно, лучше.

Россия рассорилась со всем миром, но кто теперь скажет, что с Россией не считаются? А куда им деться? Все сходится.

Мы сами построили этот мир. Все в нем по-своему логично. Здесь правые с левыми делят одних и тех же избирателей. Здесь парламентарии гордо снимают с машин мигалки и через два месяца так же гордо ставят их обратно, потому что это была рекламная акция, а чеченский ОМОН приезжает в Москву и на глазах у всех устраивает кровавую отвратительную вендетту. Рыночные цены на газ тут, как известно, прозрачно формируются из средней цены плюс газолин плюс топочный мазут плюс коэффициент и при этом для разных режимов разные. Здесь госкомпании надежнее и гораздо привлекательнее частных.

За эти годы мы научились существовать по-новому.

Российское общество воспитало свою главную ценность, основной навык устойчивости — быть морально выше любой проблемы.

Проблемы — они ничто, пшик, их нет. Никак не рассасывается только одна из них. 2006 год доказал: Владимир Путин не знает, что будет через год, когда выйдет срок, и вся эта красивая жизнь рухнет 2 марта 2008 года. Даже если 2 марта мы этого не увидим.

Новости и материалы
Евродепутатам отключили нейросети
СМИ предупредили об угрозе для экспорта через Балтику
Россиянам напомнили об алиментах на жилье для ребенка
«Самолет» передал покупателям более 2700 квартир с начала года
Заключенный перерезал шею сокамернику и съел его глаз и ухо
В Сахалинской области более полусотни рыбаков на льдине уносит в море
В России усомнились в возможности уничтожить энергосистему Украины
В Женеву на переговоры по Украине прибыл самолет с делегацией России
Стали известны подробности убийтсва четырех человек на хоккейном матче
Прибывшего из Латвии банкира оштрафовали на 800 тыс. рублей за растрату 11 миллиардов
Пьяный житель Хакасии жестоко избил маленького сына, младенец не выжил
В Краснодарском крае после атаки дронов начался пожар на НПЗ
Названы российские регионы, где задержатся 40-градусные морозы
Фрагменты беспилотника обнаружили в районе стадиона академии «Краснодара»
Россияне стали чаще оставлять чаевые
Мать актера из «Универа» раскрыла детали поисков сына на поле боя
Рубио отказался принуждать Россию и Украину к подписанию сделки
В Польше спрогнозировали рост преступности после завершения конфликта на Украине
Все новости