Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Узники подземелья

Почему аварии в метро за рубежом не вызывают такую давку, как в Москве

Утром в пятницу, 8 июля, на станции «Выхино» произошел пожар. Происшествие вызвало настоящий коллапс: движение поездов от «Котельников» до «Кузьминок» на какое-то время было прекращено, в переходах скапливались огромные очереди, пассажиры штурмовали автобусы и такси. «Газета.Ru» выяснила, бывают ли такие сбои в метро за рубежом и как там справляются с аварийными ситуациями.

С открытия метро пассажиров Таганско-Краснопресненской линии предупредили о том, что станции от «Котельников» до «Кузьминок» закрыты на вход и выход, и попросили пользоваться бесплатными компенсационными автобусами. Тех, кто ехал на электричках Казанского направления, попросили не выходить на «Выхино», а доехать до Казанского вокзала. Движение на части Таганско-Краснопресненской линии было прекращено из-за возгорания силового кабеля на станции «Выхино», вызванного коротким замыканием. К 11.00 поезда опять были пущены по всей длине ветки, однако следовали с существенными интервалами. Полностью восстановить работу линии планируется в течение суток.

Руководство метрополитена даже попросило пассажиров в вечерний час пик пользоваться другими линиями метро или бесплатными автобусами, потому что интервал между поездами в это время будет составлять три минуты.

Отметим, что это далеко не первый случай, когда в российском метрополитене происходят сбои. Так, 7 марта 2016 года из-за задымления на станции «Новые Черемушки» было парализовано движение на южном участке Калужско-Рижской линии, причем часть станций была закрыта еще несколько дней после происшествия. 8 февраля 2016 года давка возникла на «Тульской» — один из вестибюлей станции был закрыт на ремонт на выходные и не открылся утром в понедельник.

В метро многих зарубежных городов по всем параметрам такие же ситуации должны происходить еще чаще, чем в Москве. Поезда там следуют не с двухминутными, а с десятиминутными интервалами, и это считается неплохим показателем. На ремонт закрывают не отдельные вестибюли или станции внутри Кольцевой линии, а целые линии, и не на одни выходные, а на долгие месяцы. Кроме того, в некоторых странах нередко бывают забастовки машинистов, чего московские сотрудники метрополитена себе не позволяют. Однако к таким же последствиям, как в Москве, инциденты за рубежом почему-то не приводят.

Поезд не пойдет, пока не поднимут зарплату

Один из последних крупных сбоев в метро произошел как раз в столице страны, жители которой возвели забастовки в ранг национального хобби. 31 марта 2016 года в Париже не вышла на линии примерно треть составов. Так крупнейшие профсоюзы высказали свой протест касательно реформ трудового законодательства.

Из-за забастовки пробки на дорогах Парижа в сумме растянулись на 300 км.

Также были временно отменены несколько рейсов электричек местной системы RER и маршруты региональных экспрессов.

«Очередная забастовка означает, что парижское метро по эффективности приближается к лондонскому», — с сарказмом замечает Брайан, приехавший в столицу Франции из Бристоля. «А я и забыла, что в метро забастовка, пока не спустилась туда и не почувствовала себя сардиной в банке», — пишет парижанка Анна Дитмейер.

Утомленным постоянными перебоями пассажирам предлагается скачать специальное приложение, которое в режиме онлайн будет уведомлять их, работники каких еще станций решили бороться за свои права. Отметим, что технические причины вроде ремонта, в отличие от человеческого фактора, почти не сказываются на работе парижской подземки, хотя по загруженности она вторая в Европе после московской.

В столице Франции с 1998 года действует масштабная программа по реновации метро «Un métro + beau», рассчитанная на 25 лет. В ходе работ закрываются как целые линии, так и отдельные станции. Перед началом работ сотрудники городской транспортной системы RATP лично встречаются с представителями бизнеса, чьи учреждения находятся рядом со станциями, которые ждет реконструкция. Это и владельцы магазинов, и представители школ, театров, музеев, больниц. Также

парижанам, которые живут менее чем в 300 м от этих станций, приходит персональное уведомление по электронной почте о грядущих работах.

За месяц до начала ремонта в метро появляются специальные предупреждающие знаки и звуковые объявления. А во время ремонта на других платформах начинают дежурить сотрудники, которые подсказывают пассажирам, как им удобнее добраться до пункта назначения, минуя закрытые станции и линии.

Культура андерграунда

В Лондоне также случаются забастовки — одна из последних должна была выражать отношение сотрудников метро к новому, ночному режиму работы. Отношение, как можно догадаться, было резко негативным, как и у пассажиров, которые не смогли вовремя попасть, куда им надо.

14 января 2016 года в лондонской подземке произошел сбой в системе светофорной сигнализации. Инцидент вызвал хаос в движении поездов на двух линиях метро и в работе пригородных электричек. Сбой на Victoria Line был достаточно оперативно устранен, однако он привел к «подземным пробкам».

Как сообщали пассажиры, время пути между двумя станциями занимало по 20 минут. В связи со сбоем

оператор системы общественного транспорта обязал водителей автобусов любых маршрутов принимать билеты на метро.

Такое же распоряжение было отдано и для электричек. Помимо прочего, оператор сообщил, что за любые задержки в движении метро более 15 минут пассажиры могут требовать компенсацию, однако не уточнил ее размер и способ ее получения.

В конце дня руководство оператора Transport for London принесло свои извинения.

«Извинения не объясняют того, почему нам сообщили о сбое только тогда, когда я проехала пересадку на альтернативную линию. Эти несколько секунд стоили мне 90-минутного опоздания!» — возмущается жительница Лондона Лесли Питман. «Нет ничего лучше того, чтобы проехаться в автобусе.

Ветер развевает волосы, слышны истинные звуки Лондона, перед глазами проносятся достопримечательности.

Ты будто окунулся в те захватывающие времена, когда поезда ходили очень-очень медленно», — парирует прирожденная оптимистка Нэтали.

Роль метрополитена в жизни разных городов сильно отличается друг от друга, объясняют эксперты. Например, для жителей Шанхая это основной вид городского транспорта, в Дубае метро открылось всего несколько лет назад и только начинает приобретать популярность, а в Амстердаме подземка не пользуется большим спросом: горожане отдают предпочтение велосипедам и трамваям.

В Москве ситуация в корне отличается от неспешной жизни резидентов нидерландской столицы. Из всех видов городского транспорта лидирующее место уже много лет занимает метрополитен. Свой выбор жители объясняют отсутствием пробок и возможностью добраться до нужного места за предсказуемое время.

«В Москве гипертрофирована роль метро в системе общественного транспорта, остальные виды продолжают оставаться недостаточно развитыми, — рассказал «Газете.Ru» эксперт центра Probok.net Александр Чекмарев. — В европейских городах весь общественный транспорт развит так хорошо, что даже полное закрытие линии метро не несет большой потери. Кроме того, за рубежом пассажиропоток в метро ниже, интервалы движения поездов больше, поэтому нагрузка на станции в целом меньше.

У нас все сильно привыкли к метро, поэтому зачастую любые изменения в его работе вызывают панику:

нет даже хорошей информационной кампании по тому, как можно передвигаться альтернативными способами».

По словам Чекмарева, в Лондоне есть станции, в которых есть только лифты, а не эскалаторы, там нет такой потребности в большой пропускной способности. В Лондоне 40% жителей в основном передвигаются на машинах, 31% — пешком и всего 7% пользуются метро. Вполне респектабельные компании имеют штаб-квартиры в пригородах, поэтому маршруты рассредоточены. На улицах города часто встречаются полосы для общественного транспорта. При этом в Москве автобусы в основном выполняют поездки внутри района, тогда как в Лондоне большинство автобусов едут почти через весь город, составляя достойную конкуренцию подземке.

Жвачке бой

Несмотря на гипертрофированную популярность метрополитена у жителей Москвы, столица России вовсе не лидирует по числу перевезенных пассажиров. По данным официального портала Московского метрополитена, в 2014 году было перевезено около 2,5 млрд пассажиров, тогда как в Токио еще в 2012 году этот показатель составлял 3,2 млрд человек.

Основная причина сбоев в движении токийской подземки — самоубийцы, бросающиеся под поезд.

Чтобы бороться с этой проблемой, на платформах установлены специальные барьеры. Кроме того, чтобы в метро не возникало столпотворения, в часы пик некоторые турникеты работают только на вход или только на выход, все к этому привыкли. А вот специальные сотрудники-«толкачи» из роликов на YouTube, утрамбовывающие пассажиров в переполненный вагон, давно канули в прошлое.

В экстренных случаях власти зарубежных городов используют такие же способы, как и в Москве. Например, в феврале 2016 года в Барселоне вспыхнул пожар на одной из заброшенных станций в центре города. Из-за задымления туннеля 210 поездов не смогли выйти на маршруты по графику, а 72 тыс. человек не смогли воспользоваться метро. Власти Барселоны запустили компенсирующий транспорт — ввели автобус между станциями и запустили шаттл до аэропорта.

Впрочем, в ряде стран вполне логично полагают, что профилактика — лучший способ избежать транспортных коллапсов. Например, властям Сингапура пришлось запретить жевательную резинку у пассажиров. Дело в том, что в местном метро ходят автоматизированные поезда, а пассажиры прилепляли жвачку на датчики закрытия дверей. Датчики сигнализировали о препятствии, двери не могли закрыться, что, естественно, влекло за собой сбои в расписании движения поездов.

С другой стороны, Москве практически нет равных не в предотвращении аварий, а в устранении их последствий. По словам эксперта организации «Город и транспорт» Владимира Свириденкова, столичный метрополитен решает проблемы быстрее, чем, например, метро в Нью-Йорке. Движение на Калужско-Рижской линии полностью восстановили за три дня.

«Однако,

когда несколько лет назад в Нью-Йорке в метро выгорел точно такой же шкаф с электрооборудованием, ремонтные работы длились несколько месяцев.

Если посмотреть статистику количества задержек московского метро, которые происходили, и соотнести их с количеством перевезенных пассажиров, становится видно, что аварии не приводили к сильным задержкам», — рассказал он «Газете.Ru».

В основном аварии случаются на станциях, где оборудование устанавливалось в 1960–1970-х годах и постепенно подходит к окончанию своего ресурса. Естественно, такое оборудование менее надежно, чем то, что устанавливают в современных метрополитенах в Гонконге, Шанхае, Сингапуре. И ситуация, которая произошла на Калужско-Рижской линии, это подтверждает.

«Станции «Новые Черемушки» уже 55 лет. Когда система работает так долго без замен, вероятность аварии возрастает. И это означает, что на действующих линиях нужно проводить техническое перевооружение, а не только заниматься строительством новых линий», — рассказал «Газете.Ru» председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

Если в московском метро движение поездов прекращается из-за аварий или ремонтных работ, то в США причиной могут стать погодные условия. В ноябре 2004 года в Вашингтоне закрыли целую наземную линию из-за сильных ливней. В школе отменили занятия, работодатели отпустили подчиненных домой, не ходили ни поезда, ни автобусы, даже компенсирующий транспорт не запускали, рассказал Янков. В 2012 году из-за урагана «Сэнди» и последующего подтопления метрополитен Нью-Йорка закрыли на 36 часов, а в 2016 году сильный снегопад вновь приостановил работу подземки.

Что думаешь?
Загрузка