Российские ученые совместно с вьетнамскими помогут спасти коралловые рифы от исчезновения

Российские ученые занялись новыми исследованиями по защите коралловых рифов — одной из самых важных и густонаселенных морских тропических экосистем. Риф обеспечивает среду обитания для 25% всех видов тропических организмов.

Работа проводится совместно с вьетнамскими учеными. Исследователи провели масштабное изучение кораллов Южно-Китайского моря и выяснили, какие из их видов могут находиться под угрозой исчезновения. Как говорится в исследовании лаборатории сравнительной биохимии и лаборатории генетики подведомственного Минобрнауки России Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского ДВО РАН (ННЦМБ ДВО РАН) и Вьетнамской академией наук и технологий, к 2050 году может быть уничтожено до 70% всех тропических рифов. Поэтому изучение процесса восстановления кораллов — это приоритетная задача для ученых.

При этом до сих пор мало данных о том, как негативные факторы окружающей среды воздействуют на физиологию кораллового полипа, из которого формируются рифы, а также на его «жителей» — эндосимбионтов микроводорослей.

Предлагается в лабораториях выращивать коралловые полипы, а затем их пересаживать в уже существующие коралловые рифы. Но по оценке ННЦМБ ДВО РАН, эта мера не принесет существенных результатов, если не будут устранены первоначальные стрессогенные факторы, которые приводят к исчезновению кораллов. Один из главных факторов — повышение температуры воды в связи с климатическими изменениями.

Ученые указали, что симбиоз растительных и животных организмов позволил сформировать целую экосистему коралловых рифов. Но под влиянием негативных факторов симбиотические микроводоросли покидают коралл, рифы белеют и утрачивают свою окраску. Начинается гибель морской экосистемы, основой которой и являются кораллы. Одной из задач ученых в рамках исследования было изучение биохимических показателей — липидома — совокупности молекул липидов, в том числе составляющих мембраны клеток, в процессе обесцвечивания кораллов. Исследователи также изучали их восстановление.

Были проанализирована липидомы микроводорослей из рифообразующих кораллов (Acropora sp.), гидрокораллов (Millepora platyphylla) и октокораллов (Sinularia flexibilis).

Мембраны микроводорослей из октокораллов оказались термочувствительными. А микроводоросли из гидрокораллов и рифообразующих кораллов, наоборот, термоустойчивыми.

Таким образом была выяснена устойчивость твердых кораллов M. platyphylla и Acropora sp. в Южно-Китайском море в условиях меняющегося климата. В свою очередь октокоралл S. flexibilis может находиться под угрозой исчезновения. Далее ученые начнут исследовать механизм обесцвечивания кораллов на молекулярном уровне.

Исследование опубликовано в mdpi.