Биологи обнаружили, что птицы дрофы занимаются самолечением с помощью трав

Ученые из Национального музея естественных наук в Мадриде обнаружили, что самая тяжелая летающая птица в мире, большая дрофа, избавляется от паразитических червей с помощью дикорастущих трав, которые используются в традиционной медицине. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Команда ученых с начала 1980-х годов изучала дроф Otis tarda, обитающих на Пиренейском полуострове. Всего исследователи собрали 623 образца фекалий самок и самцов дрофы, в том числе 178 образцов — в брачный период птиц. С помощью микроскопа они идентифицировали ткани из стеблей, листьев и цветов, принадлежащие 90 видам растений.

Два вида растений поедались дрофами чаще, чем другие: мак самосейка (Papaver rhoeas) и синяк подорожниковый (Echium plantagineum). С помощью хроматографии ученые определили вещества, содержащиеся в растениях. Они обнаружили, что мак богат биоактивными алкалоидами, такими как реадин, реагенин, эпиберберин и канадин.

Биологи проверили активность выделенных веществ против трех распространенных птичьих паразитов: простейших Trichomonas gallinae, нематод (паразитических червей) Meloidogyne javanica и грибков Aspergillus niger.

Результаты показали, что экстракты обоих растений очень эффективны для ослабления или уничтожения простейших и нематод in vitro, а экстракт синяка также обладает умеренной противогрибковой активностью.

Авторы отметили, что необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить их выводы.