Cell Reports: слепые мыши могут заражаться зудом при «просмотре» видео с почесывающимися мышами

Ученые из Вашингтонского Университета в Сент-Луисе обнаружили, что даже слепые мыши начинают испытывать зуд, если рядом с ними кто-то чешется, причем в запуске этого зуда участвуют клетки сетчатки глаз. Работа опубликована в Cell Reports.

Исследователи отключили подопытным мышам зрительную кору, а затем дали им «посмотреть» видео, на котором чесалась другая мышь. В итоге слепые мыши тоже начинали чесаться. Хотя подобный результат кажется фантастической суперспособностью, ранее он был обнаружен и у людей с корковой слепотой. Это явление известно как «слепое зрение». Недавние исследования показали, что оно основано на подкорковом пути, который переносит информацию от глаз к другим частям мозга, полностью минуя зрительную кору.

Изучение активности клеток головного мозга слепых мышей позволило ученым предположить, что «заражение зудом» начинается со специализированных светочувствительных клеток в сетчатке — внутренне светочувствительными ганглиозными клетками сетчатки (ipRGC). Эти менее известные клетки сетчатки напрямую связаны с областью мозга, ответственной за запуск зуда.

Интересно, что мыши не заражались зудом, когда ученые блокировали сигналы от ipRGC. Еще более удивительно, что не чесались даже зрячие мыши.

Такое поведение широко распространено среди разных групп животных, поэтому ученые планируют исследовать, какие эволюционные преимущества оно может давать. Они предполагают, что похожие механизмы работают у лягушек, которые сверхэффективно охотятся на мух, используя для этого не обычное зрение, а все те же ipRGC. У людей похожие механизмы могут быть вовлечены в процесс эмоционального заражения, так как ганглиозные клетки ранее связали с зеркальными нейронами.