Физики смоделировали, как Марс мог потерять магнитное поле

Ученые предложили новое объяснение утраты Марсом магнитного поля. Статья об этом опубликована в Nature Communications.

Магнитное поле планеты является необходимым условием для существования развитой жизни на Земле. Оно защищает от заряженных космических частиц, которые иначе бы вредили организму и постепенно сдували атмосферу в космос. Миллиарды лет назад Марс был богат водой и обладал плотной атмосферой, но исчезновение магнитного поля привело к утрате и того и другого.

Ученые из Токийского университета под руководством Шунпей Йоко предложили новую модель того, какие изменения в ядре планеты привели к остановке динамо, вырабатывающего магнитное поле. «Магнитное поле Земли производится конвективными потоками расплавленного металла в ядре, – пишут авторы. – Хотя точное строение марсианского ядра пока неясно, изучение метеоритов подтолкнуло нас к выводу, что оно состоит из железа, обогащенного серой. Кроме того, данные сейсмографов аппарата InSIGHT свидетельствуют, что марсианское ядро менее плотное, чем ранее считалось, и богато легкими элементами».

Ученые подготовили сплав с составом, имитирующим ядро Марса: из железа, серы и водорода. Его они поместили в ячейку с алмазной наковальней – пресс для создания очень высокого давления в несколько гигапаскалей. Затем сплав нагрели с помощью лазера и отслеживали происходящие процессы с помощью метода дифракции рентгеновских лучей.

В результате в ячейке образовалось две несмешивающихся жидкости: одна из них была богата водородом, другая серой. По мнению ученых, тоже самое произошло в недрах Марса. Разделение жидкого ядра на несмешиваемые части привело к его расслоению, что остановило конвективные потоки, а следовательно – и магнитное динамо.

Теперь ученые надеются выяснить, действительно ли ядро Марса слоистое, с помощью сейсмических данных.

Ранее астрономы выяснили, что на Луну падает не Falcon 9, а китайская ракета.