Онкологи назвали продукт, ускоряющий рост метастазов при раке

Пальмитиновая кислота, которая содержится в пальмовом масле, способствует прогрессированию рака и росту метастазов, предупреждают онкологи из Института биомедицинских исследований в Барселоне. Подробнее об этом они рассказывают в статье в журнале Nature.

Метастазирование опухолей — основная причина смерти онкобольных. Ранее ученые уже выяснили, что жирные кислоты способствуют разрастанию метастазов, но было неясно, как они это делают и все ли жирные кислоты влияют таким образом. Эксперименты на мышах с раковыми опухолями показали, что пальмитиновая кислота, которая содержится в пальмовом масле, молочном жире, сале и некоторых других продуктах, вызывает активный рост метастазов. При этом олеиновая и линолевая кислота, содержащиеся в оливковом масле и льняном семени, такого эффекта не имеют.

Авторы работы подчеркивают, что ни одна из этих жирных кислот не увеличивала риск рака сама по себе.

Даже если мыши получали пальмитиновую кислоту в течение недолгого периода времени, после ее удаления из рациона опухоли все равно оставались высоко метастатичными. Причиной этого оказались эпигенетические изменения в геноме раковых клеток.

Пока еще рано заявлять, что определенная диета способна повысить выживаемость при раке, отмечают исследователи. Тем не менее, рацион с низким содержанием пальмитиновой кислоты, возможно, окажется способен замедлить метастатический процесс. Но ученые собираются пойти другим путем и в будущих работах найти способ заблокировать эффекты пальмитиновой кислоты — это позволит помочь всем онкобольным, независимо от рациона. Для этого они используют антитела, которые не дадут пальмитиновой кислоте менять геном опухоли. Клинические испытания планируется начать уже через пару лет.