Российские ученые разработали метод получения сверхлегких аэрогелей

Российским ученым удалось получить сверхлегкие материалы, аэрогели, на основе диоксида кремния со встроенными молекулами L-молочной кислоты и исследовать их свойства. Статья опубликована в электронной версии журнала Microporous and Mesoporous Materials, в печати же она появится в январе 2017 года. Работа ведется в рамках проекта, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ).

«Суть наших исследований заключается в разработке методов получения новых видов аэрогелей и изучении их свойств. Аэрогели — это уникальные сверхлегкие материалы, для которых характерна очень высокая пористость (> 95%), большая величина удельной поверхности (>1000 м2/г), низкая плотность (менее 0.003 г/см3) и низкая теплопроводность», — рассказывает один из авторов статьи, заведующий лабораторией синтеза функциональных материалов и переработки минерального сырья Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова (ИОНХ РАН), профессор РАН, доктор химических наук Владимир Иванов.

Ученым удалось создать органо-неорганический каркас из аэрогеля на основе диоксида кремния (SiO2) с встроенными в него хиральными (оптически активными) молекулами L-молочной кислоты. Полученные лактат-модифицированные аэрогели двуокиси кремния представляют собой полупрозрачные желтоватые монолиты, обладающие оптической активностью, присущей производным L-молочной кислоты.

Молочная кислота (СН3—СН(ОН)—СООН) содержит асимметрический атом углерода и поэтому может существовать в оптически изомерных формах — левовращающейся и правовращающейся. Правовращающий изомер молочной кислоты (L-молочная) был открыт Юстусом фон Либихом в 1847 году в мясном экстракте и получил название мясомолочной кислоты. Правовращающая молочная кислота содержится в мышцах животных.

«Практическое применение оптически активных хиральных аэрогелей может быть достаточно широким и включает в себя катализаторы нового поколения и новые средства доставки лекарственных препаратов в человеческий организм», — комментирует Владимир Иванов.

Южная Корея и Украина подписали рамочное соглашение о кредитах на $2,1 млрд