Клеопатру сгубили вулканы

Ученые выяснили, как извержения вулканов повлияли на историю Египта

Причиной упадка Египта в годы правления Клеопатры могли стать извержения вулканов, считают исследователи. Они повлекли за собой засуху, которая привела к бунтам и краху экономики государства.

Египет веками был развитым государством, знаменитым своими архитектурными, научными, медицинскими, литературными достижениями. Однако в 30-х годах до н. э. он оказался втянут в политическую борьбу в Древнем Риме, в 31 году до н. э. египетский флот был разбит, последняя египетская царица Клеопатра из династии Птолемеев покончила жизнь самоубийством, а Египет стал очередной римской провинцией.

Причиной краха Египта могли стать извержения вулканов, считают исследователи из Йельского университета.

Свои выводы они опубликовали в журнале Nature Communications.

Благополучие Эллинистического Египта в 332-30 годах до н. э. зависело от Нила. Каждый год фермеры ждали разлива реки в июле-сентябре – вода поступала в ирригационные системы, подведенные к засеянным зерном полям.

«Во время половодья долина Нила становилась одним из самых процветающих в плане сельского хозяйства мест. Однако река была известна своим непредсказуемым поведением», - отмечает специалист по истории климата Фрэнсис Ладлоу.

Иногда уровень воды в Ниле не поднимался настолько, чтобы обеспечить долину влагой, что приводило к нехватке продовольствия, голоду, растущему беспокойству среди жителей.

Повторяющиеся засухи вынуждали семьи продавать землю, потому что скудный урожай не позволял им платить налоги.

Исследователи пришли к выводу, что причиной этому могли быть извержения вулканов. Для того, чтобы вызвать массовые беспорядки и гибель жителей, не всегда нужны потоки лавы. Во время извержений в воздух выбрасывалось большое количество пепла и серы. Частицы поднимались в стратосферу и отражали солнечный свет. Это приводило к охлаждению атмосферы, менее обильным осадкам и, как следствие, недостаточному разливу Нила.

Сначала исследователи использовали данные с расположенного на острове Рода ниломера – сооружения для измерения уровня Нила. Он хранит данные об уровне реки с 600-х годов н. э. Ученые сопоставили уровни воды в реке с результатами исследований ледяных кернов – цилиндрических колонок, взятых из крупнейших ледников. Сохраняющиеся во льдах частицы пыли и пепла, пузырьки воздуха и радиоактивные вещества позволяют воссоздать климатические изменения за определенный период и получить данные о вулканической активности, лесных пожарах и других событиях.

Так им удалось выявить зависимость колебаний уровня воды в Ниле от происходивших где-либо на Земле извержений вулканов.

Чтобы получить информацию о более ранних периодах засухи, исследователи обратились к записям древнеегипетских историков.

Так, за извержением в 209 году до н. э. последовал бунт, в ходе которого, как отмечается в документах того времени, «большинство крестьян-земледельцев были убиты и вся земля иссохла».

А в годы правления Клеопатры Нил не разливался два года подряд, что повлекло за собой голод и очередные бунты. В этот период римляне подминали под себя Европу и Средиземноморье. Нехватка в Египте продовольствия, расшатавшая экономику и способствовавшая миграции сельских жителей в города, сыграла им на руку.

По мнению исследователей, поражение Клеопатры было следствием произошедшего десятилетием ранее извержения где-то в тропиках.

Систематические засухи в Египте привели к бунтам, болезням, инфляции, административной коррупции, уменьшению количества сельского населения, миграциям и росту количества заброшенных земель.

Война с римлянами стала лишь финальным аккордом.

Позволяют извержения разгадать и еще одну тайну династии Птолемеев. Римский историк Юстин писал, что если бы Птолемей III Эвергет во время Восточного похода в 246-245 годах до н. э. «не был отозван из-за волнений в Египте, то стал бы правителем всех владений Селевкидов». Однако что это должны были быть за волнения, прервавшие судьбоносный для всего государства поход? Канопский декрет, изданный за несколько лет до похода, свидетельствует о том, что «река однажды недостаточно разлилась и вся страна была в отчаянии от того, что произошло».

«Это изменило всю историю Ближнего Востока», - отмечает историк Джозеф Мэннинг, один из авторов работы. По всей видимости, и эта засуха стала следствием извержения вулкана.

«Принято считать, что историю определяли великие лидеры – короли, императоры, священники. Наша работа показывает, что нельзя списывать со счетов и влияние окружающей среды», - отмечает Ладлоу.