Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Леваневского обязательно надо найти»

80 лет назад в Арктике пропал самолет Сигизмунда Леваневского

Юрий Сальников 19.08.2017, 12:16
Экипаж самолета Н-209 (слева направо): Николай Галковский — радист, Николай Кастанаев —... РИА «Новости»
Экипаж самолета Н-209 (слева направо): Николай Галковский — радист, Николай Кастанаев — второй пилот, Сигизмунд Леваневский — командир, Григорий Побежимов — бортмеханик, Николай Годовиков — бортмеханик, Виктор Левченко — штурман

На этой неделе исполнилось 80 лет со дня исчезновения экипажа Сигизмунда Леваневского, совершавшего беспосадочный перелет из СССР в США на бомбардировщике ДБ-А. Многие годы поисками самолета занимается российско-американская группа энтузиастов, куда входит режиссер-документалист, автор книг и фильмов об авиации и космонавтике Юрий Сальников.

С момента гибели экипажа самолета Леваневского прошло много лет, но эта история не дает мне покоя. Снимая биографический фильм о Леваневском, сложной противоречивой фигуре своего времени, я думал только об одном — найти останки самолета и экипажа, который, рискуя жизнью, прокладывал путь из России в Америку. Движимая этой целью, наша совместная российско-американская экспедиция побывала на островах в море Бофорта в Северном Ледовитом океане. В этих местах участники двух предыдущих экспедиций по поиску останков самолета обнаружили и нанесли на карту более 20 так называемых аномалий.

Мы уверены, что часть из них может оказаться останками ДБ-А «Дальнего Бомбардировщика — Академия».

«Предполагаем совершить посадку»

1937 год вызывает в душе любого человека тяжелую ассоциацию, это был пик репрессий, под каток которых попали и многие знаменитые советские инженеры и авиаконструкторы.

Однако этот год ознаменовался и выдающимися трансполярными перелетами, перелет Леваневского через Северный полюс в город Фэйрбэнкс на Аляске должен был стать третьим после успешных приземлений экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на американской земле. Однако когда свой полет собрался совершить экипаж Леваневского, было объявлено, что осуществляется первый пробный рейс по самой короткой межконтинентальной трассе: Москва – Северный полюс – Фэйрбэнкс (Аляска) — всего 6650 км.

Самолет Леваневского, четырехмоторный самолет ДБ-А, где кроме него было еще пятеро членов экипажа — Николай Кастанаев, Виктор Левченко, Николай Галковской, Николай Годовиков и Григорий Побежимов, — пропал во время перелета из Москвы на Аляску 13 августа, в 17.58 по московскому времени. Связь прервалась после того, как, пролетая над Северным полюсом, Леваневский сообщил об отказе крайнего правого двигателя.

«Предполагаем совершить посадку», — успел передать экипаж перед тем, как связь оборвалась.

До сих пор не известно, куда упал четырехмоторный Н-209 и что случилось с экипажем. На следующий день, 14 августа, посол СССР в США Константин Уманский связался с президентом «Клуба исследователей» Вильялмуром Стефансоном и попросил его подключиться к поискам. Стефансон предложил возглавить поиски известному полярнику Губерту Вилкинсу, который только что вернулся из Антарктиды с опытным американо-канадским экипажем. Для поисков оперативно была приобретена летающая лодка Consolidated с дальностью полета 1,5 тыс. миль, хорошей связью.

Перед их стартом из Нью-Йорка на Аляску Уманский передал Вилкинсу письмо для экипажа Леваневского, в котором подробно говорилось о ходе поисков. Руководство операцией было поручено прославленному полярнику Отто Шмидту.

На помощь летчикам отправился ледокол «Красин», а в Москве тем временем заканчивалась подготовка экипажа Михаила Водопьянова, Василия Молокова и Анатолия Алексеева на остров Рудольфа, откуда эти экипажи летали на полюс. Их подключили к поиску.

На поиски пропавшего экипажа отправился полярный летчик Василий Задков на летающей лодке Н-2, который должен был прилететь на мыс Барроу и начать поиски оттуда. В поисках принимал участие и друг Леваневского летчик Алексей Грацианский, который пилотировал самолет конструкции Сикорского, выбранный Леваневским в США в 1936 году для работы на Главсевморпути.

«Как видите, сделано всё для того, чтобы как можно скорее Вас выручить... Желаем Вам, дорогие товарищи и друзья, бодрости и здоровья, и ни на минуту не сомневаемся, что скоро будем приветствовать Вас на американской, или, что ещё вероятнее, на родной советской земле» — так заканчивалось письмо советского посла Уманского, которое он передал Вилкинсу.

Гибель самолета видели эскимосы


Уманский, вероятно, с подачи Шмидта считал, что экипаж находится на дрейфующем льду в районе Аляски. Радиостанция «Красина» стала служить радиоприводом для поисковых полетов со стороны Аляски. C ледокола выгрузили самолет У-2, и его пилот попытался взлететь с соседней льдины, но наткнулся на торос и сломал винт… Неудача ждала и Задкова — поднялся сильный восточный ветер, и самолет был раздавлен торосами.

Грацианский, совершив несколько поисковых полетов, был вынужден приземлиться на Барроу, так как наступала полярная ночь.

Тогда казалось, что поиски бессмысленны, возможно, произошло обледенение самолета и он погиб под водой. Однако воодушевляла фраза: «Предполагаем совершить посадку...» Появилось предположение, что самолет мог попытаться совершить посадку в лагере полярника Ивана Папанина, куда лететь было 250–300 км. Льдина, где находились папанинцы, могла бы быть удобной точкой для посадки самолета из всех вариантов поворотов к Гренландии, острову Элсмир (600–700 км) побережью Аляски (1500–1700 км).

Стоит отметить, что самой любопытной деталью стала записка американского священника и путешественника Гомера Келлемса, которая находится в архивах российского МИДа. Местные жители эскимосы рассказали ему о том, что 15 августа услышали шум моторов самолета, который летел между островками Тэтис и Спай в море Бофорта, а затем ушел под воду.

Подплыв к месту падения на своих охотничьих каяках, эскимосы увидели, по их словам, масляное пятно.

Келлемс отправился вместе с проводниками-эскимосами на место гибели, но началась зима, и пришлось вернуться. Советское правительство еще некоторое время продолжало поиски, но Вторая мировая поставила крест на этих планах.

Поиски энтузиастов возобновились уже лишь в 1989 году, когда американский профессор Дэвид Стоун, директор факультета геофизики Университета Аляски, снарядил научную экспедицию при участии своих аспирантов и волонтеров. Им удалось обнаружить более 20 различных аномалий, среди которых, как мы предполагаем, могут быть части погибшего самолета Леваневского. Мы предполагаем, что сохранились четыре больших двигателя, каждый весит по 900–1000 кг, могли сохраниться и другие металлические детали.

Доктор Стоун, с которым мы во время работы успели подружиться, полон энтузиазма найти самолет и хранит карту, где обозначено место каждой аномалии, их надо извлечь с глубины 6 м и идентифицировать находки. Наша экспедиция побывала на островах в море Бофорта в 2013 году, получив из рук президента Владимира Путина грант Русского географического общества. Вручая его, президент пожелал нам удачи: «Леваневского обязательно надо найти!»

Экспедиция по извлечению аномалий планировалась на 2014–2017 годы, но не состоялась из-за отсутствия средств. В июне 2017 года в США и Канаде был объявлен сбор добровольных пожертвований через популярную систему краудфандинг.

Разгадка трагической «мистерии Леваневского» сейчас стоит, по утверждению американских коллег, всего $30 тысяч, цена приличной иномарки.

Уверен, что нам удастся собрать эти деньги и наконец разгадать тайну гибели самолета и его экипажа. Сегодня, когда российско-американские отношения находятся не в лучшей форме, поиск самолета, который прокладывал путь из нашей страны в Америку, способен помочь нашему сближению.