Подпишитесь на оповещения
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Китайцы пили пиво со слезой

Археологи выяснили рецепт древнего китайского пива

Екатерина Шутова 24.05.2016, 08:20
Wikimedia Commons

5 тыс. лет назад китайцы варили пиво из растения, известного ныне как «Слезы Богородицы». О том, какую роль играл слабоалкогольный напиток в Древнем Китае и в чем хоронили детей культуры Яншао, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Существует радикальная теория: выращивание зерновых в древности началось именно ради пива, а не ради хлеба. Эта гипотеза возникла из-за того, что ученые установили: слабоалкогольным напитком люди начали баловаться, по разным оценкам, еще в 9500–5500 годах до нашей эры (как раз когда началось выращивание зерновых культур).

Пиво любили во всем древнем мире — им увлекались греки, армяне (которые готовили напиток из ячменя и называли его «ячменная вода»), германские и кельтские племена.

Наслаждались пивом и древние китайцы, которые, как считалось долгое время, варили его из фруктов и риса.

Однако новое исследование, результаты которого опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, говорит о другом рецепте, по которому готовили напиток в Древнем Китае.

В ходе работы международная команда экспертов изучила керамические сосуды из двух ям в местности Мицзяя (Mijiaya) в районе Бацяо в Северном Китае. Исследуемые артефакты принадлежали культуре Яншао, существовавшей в V–II тыс. до н.э. и характеризующейся активным производством орудий из камня, кости, а также керамики (примечательно, что даже детей Яншао хоронили в глиняных сосудах).

Jiajing Wang

Глубина первой ямы составляла 3,7 м, глубина второй — около 2,7 м. В ямах находились гончарные печи, а также керамические сосуды трех типов — горшки с широкой верхней частью, воронки (приспособления для переливания жидкостей) и амфоры (сосуды вытянутой и яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках). На стенках всех сосудов ученые обнаружили желтоватые остатки крахмала и фитолиты (микроскопические твердые частицы, содержащиеся в растениях).

«По форме обнаруженных сосудов было нетрудно понять, что они использовались для пивоварения, фильтрации и хранения пива, — объясняют ученые. — А гончарные печи, вероятно, нужны были для создания необходимых температур для процесса брожения».

Для того чтобы подтвердить свою гипотезу о назначении керамических сосудов, ученые проанализировали состав гранул крахмала и фитолитов на их стенках. Затем ученые воспользовались базой данных по разным растениям (у разных растений микрочастицы различаются по форме) и сравнили взятые образцы с образцами из базы данных. В итоге ученые установили, что китайцы 5 тыс. лет назад готовили слабоалкогольный напиток из проса обыкновенного, ячменя обыкновенного, ямса, тропического травяного растения Иовлевы слезы (народное название — Богородицыны слезки, что объясняется похожестью и по форме, и по цвету его плодов на слезы) и клубней разных растений.

В качестве дополнительной проверки исследователи изучили повреждения микрочастиц растений и выяснили, что повреждения именно такие, какие возникают при пивоварении.

«В ходе исследования мы узнали, что представители культуры Яншао были прекрасными пивоварами: они знали, при каких температурах и из каких ингредиентов варить пиво, — комментируют авторы исследования. — Наверняка китайцы разрабатывали «пивной рецепт» в течение долгих лет.

И в итоге разработанный ими напиток обладал отменным вкусом — например, благодаря клубням растений пиво становилось слаще».

Кстати, в тексте исследования ученые присоединяются к радикалам и высказывают идею о том, что «просо использовалось в первую очередь для приготовления пива, а не для приготовления хлеба». При этом исследователи добавляют, что для подтверждения этой версии нужно провести еще ряд похожих работ.