Пенсионный советник

При Саддаме такого не было

«Исламское государство» уничтожило десятки бесценных экспонатов и собирается в Рим

Владимир Корягин 27.02.2015, 18:55
__is_photorep_included6429065: 1

Уничтожение экспонатов музея Мосула явилось одной из крупнейших культурных утрат за последние годы. «Газета.Ru» рассказывает, что потеряло человечество и чем оправдывают свои поступки радикалы.

Что потеряло человечество

«Исламское государство» решило обратиться к «высокому» — на этот раз представители запрещенной на территории России и ряда других держав организации решили не ограничиваться отрезанием голов и сжиганием еще живых людей, а отправились прямиком в музей. Произошло это в находящемся на севере Ирака городе Мосул, который был захвачен боевиками еще в июне 2014 года. Уже с того момента они активно уничтожали христианские и езидские храмы и святыни.

Среди них могила легендарного Сифа, который считается третьим сыном Адама и Евы.

Когда с христианскими и езидскими памятниками было покончено, муджахиды принялись разрушать кладбища и мечети. В частности, они взорвали мечеть пророка Юнуса, которая была построена на месте ассирийских руин во времена Великих арабских завоеваний. В Мосуле есть и другие мусульманские памятники, которые пока что остались нетронутыми, но находятся под угрозой.

А вот «культурную программу» джихадисты начали еще в начале недели — 23 февраля они посетили Центральную библиотеку Мосула и сожгли 113 тыс. книг, среди которых были редкие и ценные издания. Теперь местная библиотека по виду очень напоминает библиотеку Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, которая вроде бы сгорела сама по себе. В библиотеке Мосула была уникальная подборка иракской периодики за XX век, а также собрания литературы бенедиктинцев на латыни.

А уже 26 февраля джихадисты отправились в музей Мосула, где помимо уже известных ассирийских и аккадских экспонатов, найденных преимущественно при раскопках древней Ниневии, были и «новинки» — недавно откопанные и отреставрированные реликвии, связанные с царем Ассирии Синаххерибом.
Про войско Синаххериба вспоминал великий Байрон:


Ассирияне шли, как на стадо волки,

В багреце их и в злате сияли полки,

И без счета их копья сверкали окрест,

Как в волнах галилейских мерцание звезд.

Теперь волки пришли за пережившими несколько десятков столетий экспонатами музея Мосула. Снятое боевиками видео отсылает к сто десятом аяту третьей суры Корана «аль-Имран»: «Повелевая совершать одобряемое и удерживая от предосудительного» (الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر). На видео джихадисты, вооруженные не автоматами, но кувалдами, смесителями и болгарками уничтожают бесценные барельефы, статуи и скульптуры. Особенно жестоко они расправились с Шеду — крылатый человекобык, который в шумеро-аккадской мифологии являлся духом-хранителем человека.

Впервые музей Мосула серьезно пострадал еще в 2003 году во время американского вторжения.

Тогда из оставленного на пару охранников музея вынесли немало ценных экспонатов, в числе которых была парфийская статуя, чей возраст равнялся 2 тыс. лет. Убегая, злоумышленники обронили и вдребезги разбили еще несколько статуй. Впоследствии в Мосул приехала миссия ЮНЕСКО, которая инспектировала музей на протяжении недели, а затем заявила о том, что ничего не пропало. Примечательно, что возглавляли эту миссию уроженцы Иордании и иракского Курдистана.

Кроме того, именно во время американского вторжения в Ирак был разбомблен и разграблен Багдадский музей, считавшийся одним из главным пристанищ древностей на Ближнем Востоке.

Еще раньше, во времена правления Саддама Хусейна, ситуация с музеями и искусством в Ираке была гораздо более интересной.

Саддам считал себя новым Навуходоносором и Салах ад-Дином, любил возводить свой род к пророку Мухаммаду.

При всей своей эксцентричности большое внимание Саддам уделял именно пополнению музейных коллекций и восстановлению памятников древности. Тем страннее, что многие из нынешних боевиков, в прошлом активные сторонники партии «Баас», участвуют в активном разрушении памятников культуры.

Тем временем «Исламское государство» пообещало в скором времени отправиться уже в Рим. Концентрация исторических мест и бесценных артефактов на квадратный метр в Вечном городе колоссальна. А джихадистов там пока замечено не было.

Почему так бывает

«Исламское государство» часто обвиняли в том, что они торгуют дорогим антиквариатом, а это в своих фетвах запрещают многие мусульманские богословы. Средства массовой информации, арабские и западные эксперты приводили подобную торговлю в качестве одного из основных доходов ИГ.

Надо сказать, что я не встречал прямых доказательств этого. Возможно, что подобным поступком сторонники ИГ попытались продемонстрировать, что они не зарабатывают денег не богоугодным способом», — рассказал «Газете.Ru» сотрудник Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана, востоковед Кямал Гасымов.

По его словам, интересно, что на видеозаписи, в которой заснято разрушение памятников, один из бойцов ИГ говорит, что он и его соратники разрушают «статуи языческих богов» ради единобожия, несмотря на то что эти статуи стоят миллиарды долларов.

«Это был эффективный пропагандистский ход, в котором разрушающие древние статуи пытались предстать в образе сподвижников пророка, устанавливающих единобожие», — отмечает эксперт.

Кямал Гасымов уверен, что «Исламское государство» очень часто пытается показать, что его приверженцы являются не разбойниками и бандитами, какими их часто представляют противники и журналисты, а людьми, которые следуют букве исламского закона.

«И каждое свое подобное действие они либо заранее, либо позже обосновывают религиозными текстами. Причем очень умело обосновывают, что говорит о том, что в рядах ИГ состоят люди, мастерски владеющие методами исламской герменевтики. Политика демонстративного «установления законов шариата» в интерпретации «Исламского государства» является частью очень эффективной «мягкой силы». Подобная политика привлекает радикально настроенную молодежь по всему миру. Эту молодежь много лет учили тому, каким должно быть исламское государство, а тут нашлась группа, которое теорию применяет на практике», — добавляет эксперт.

По словам эксперта, «Исламскому государству» не составит большого труда убедить эту молодежь в правоте или богоугодности своего поступка хотя бы потому, что отношение к сохранению памятников искусства до сих пор не выработано в исламском праве.

«Разумеется, речь идет не о том праве, на которое опирается и которое конструирует «Исламское государство», а о традиционном исламском праве. Многие мусульманские богословы прошлого, последователи традиционных четырех мазхабов, запрещали ремонтировать памятники или места поклонения последователей иных религий, в частности, церкви и синагоги», — уверен Кямал Гасымов.

По его мнению, сегодня фетвы, которые были выведены в совершенно ином историческом контексте, преподаются в медресе и в исламских университетах без каких-либо изменений. А современная мусульманская этико-правовая мысль так и не разработала целостную методологии по отношению к искусству и историческим памятникам.

«Некоторые ученые, которые осуждают джихадизм и организации подобные «Исламскому государству», признают национальное государство и заседают в авторитетных для мусульман шариатских комитетах, считают, что исторические памятники можно разрушать, запрещают их ремонтировать или использовать в туристических целях: подобные фетвы были изданы по отношению к памятникам Саудовской Аравии, Египта и Ирака задолго до появления «Исламского государства», — резюмирует Кямал Гасымов.