Палеозойский геноцид

Величайшее массовое вымирание всех времен произошло из-за процессов, сопровождавших раскол Пангеи

Процессы, которые сопровождали раскол суперконтинента Пангея, привели к величайшему массовому вымиранию всех времен — исчезновению 95% биологических видов, распространенных на нашей планете 252 млн лет назад.

Вопрос охраны окружающей среды и сохранения разнообразия флоры и фауны начал волновать людей относительно недавно. В то же время главный виновник происходящего отыскался почти сразу:

пресловутый антропогенный фактор оказался ответственен за множество вещей, от глобального потепления и парникового эффекта до полного исчезновения ряда животных и растений.

Тем не менее поборники сохранения экологического status quo зачастую забывают, какие процессы имели место на Земле в те времена, когда люди еще не появились. В их числе пять доисторических вымираний, изрядно подкосившие богатую некогда флору и фауну планеты.

Так, примерно 252,2 млн лет назад произошло массовое пермское вымирание, которое зарубежные ученые именуют не иначе как The Greatest Mass Extinction of All Time, что позволяет непосвященному человеку осознать масштабы происходившего.

Кроме того, именно по вымиранию провели черту между палеозойской и мезозойской эрами.

По самым усредненным оценкам, за время массового пермского вымирания исчезли порядка 95% видов, населявших планету. Более того, оно полностью разрушило экосистему, устанавливавшуюся, а затем и функционировавшую на протяжении 200 млн лет палеозойской эры.

Обо всем этом свидетельствуют пласты угля и кремния, которые обнаруживают палеонтологи.

О причинах этого вымирания спорят уже не сторонники конспирологических теорий, а ученые. В их числе и профессор китайского Геологического университета в Ухане Инь Хунфу, который вместе с доктором Сун Хайцзюнь попытался выяснить причины величайшего массового вымирания всех времен, для чего им понадобилось не просто создать палеонтологические летописи и обработать эти массивы данных, а сопоставить их с рядом процессов, происходивших на закате палеозоя. С выводами, к которым пришли ученые, можно ознакомиться в свежем выпуске научного журнала Science China Earth Sciences, который издается Китайской академией наук совместно с известным издательством Springer.

На протяжении многих лет представители ученого сообщества связывали массовое вымирание с необратимыми и радикальными изменениями, происшедшими на планете в результате падения крупных метеоритов или активной вулканической деятельности. В то же время глубинный анализ не позволял ни подтвердить, ни опровергнуть эти гипотезы.

Согласно мнению китайских исследователей, первопричиной всех бед явился раскол суперконтинента Пангеи, в то время как вулканическая деятельность и выбросы в атмосферу углекислого газа, метана, диоксида азота и цианидов являются всего лишь последствиями данной геологической катастрофы.

Распад суперконтинента начался с образования на земной коре впадин-рифтов, чему предшествовало ее непосредственное утончение. Этому процессу, в свою очередь, сопутствовал магматизм, сопровождавшийся выбросом в земную атмосферу колоссальных объемов упомянутых выше веществ.

Все это предположительно имело весьма печальные для обитателей планеты последствия: повышение температуры нижних слоев атмосферы и загрязнение ее ядовитыми газами, повреждение озонового слоя Земли в области стратосферы и, как результат, усиление ультрафиолетового излучения Земли.

Естественно, что подобные последствия носили всего лишь промежуточный характер. Закономерным итогом стали трансформации на всей планете.

Началось глобальное потепление. Распространенные на Земле биологические виды стали страдать от дефицита кислорода, а обитатели морских глубин — еще и от аномальных изменений углеродного цикла.

Ученые полагают, что дополнительными факторами, способствовавшими массовому вымиранию, были лесные пожары, суровая засуха и исчезновение системы муссонов, ставшее, по сути, последним всадником грядущего апокалипсиса.

Заканчивают китайские исследователи свою статью не глобальным выводом, а строками из чуского поэта Цюй Юаня: «Путь предо мной просторный и далекий, / Взлечу и вновь спущусь к своей судьбе» (пер. А. Ахматовой).