Пенсионный советник

Книга лучше двух пап

Хорошая библиотека дома играет такую же роль в воспитании, как и образованные родители.

София Нескучная 22.05.2010, 12:03
Polka Dot/East News

Хорошая домашняя библиотека оказывает не меньшее влияние на будущее образование ребенка, чем уровень образованности родителей, показало исследование американских ученых. Они предлагают вкладывать деньги в книги для детей, живущих за городом, чтобы дать им «путевку в жизнь».

Книга не только лучший подарок, но и лучший друг, который тебя не покинет, молчаливый учитель и советчик. Вспомните, какой таинственный и волнующий мир таил в детстве книжный шкаф. Открываешь однотонную обложку с запахом старой бумаги, а там – то 37-я параллель простирается, то канадская граница, то горные вершины Кавказа… Хотя большие библиотеки выходят из моды, а бумажные книги сменяют маленькие текстовые файлы, отображаемые на экранах электронных устройств, суть от этого не меняется: книга – важнейших элемент самообразования и познания мира.

Теперь эти простые истины подтверждены научно: исследователи университета Невады выяснили, что наличие хорошей библиотеки в доме напрямую коррелирует с будущим уровнем образования ребенка, причем вне зависимости от уровня образования родителей.

Этот фактор является общим для людей обеспеченных и небогатых, для жителей разных стран и для семей с самым разных уровнем образования родителей.

Традиционно считается, что ключевой предпосылкой для хорошего образования ребенка является уровень образования родителей.

Однако масштабное исследование, проводившееся в течение 20 лет среди 70 тыс. жителей 27 стран мира, показало, что книга – невидимый член семьи, оказывающий на будущее образование ребенка не меньшее воздействие, чем родители.

Детство, проведенное в доме без книг, по сравнению с детством в доме с библиотекой в 500 книг и более столь же различно влияют на будущее образование ребенка, как и различия в образовании родителей от церковно-приходской школы до университета.

По статистике, образованность родителей толкает ребенка к получению образования в течение срока на 3,2 года выше среднего. Однако ровно такой же эффект производит и наличие в доме большой библиотеки, вне зависимости от образовательного уровня родителей. В некоторых странах (например, в Китае) большая библиотека увеличивает длительность (соответственно, качество) будущего образования на 6,6 лет. В США эффект слабее – всего 2,4 года.

Таким образом, дети недостаточно образованных родителей, живущие в сельскохозяйственных областях, могут двигаться к знаниям через книги – именно этот путь должно избрать государство при поддержке образования. Эта гипотеза была проверена на детях в отдаленных частях Невады.

«Как мы можем помочь этим детям, чтобы дать им возможность изменить свою жизнь, выйти в люди? Результаты исследования подсказывают нам путь: помощь людям в создании домашней библиотеки – эффективный и недорогой путь помочь детям добиться успехов. Такой подход был бы очень хорош как долгосрочные инвестиции: они, вне сомнения, окупятся для страны», — считает автор исследования профессор Мария Эванс.

Даже наличие хотя бы 20 хороших книг в доме меняет мировоззрение ребенка. Увеличение количества книг ведет к улучшению результатов, к повышению уровня будущего образования детей и к улучшению качества их жизни, отмечает Эванс.

В США образование и доходы связаны: по данным переписи населения, жители страны, окончившие колледж (но не получившие степени бакалавра) зарабатывают, в среднем, на $7213 в год больше, чем выпускники средних школ. Обладатели степени бакалавра зарабатывают на $21185 в год больше, чем люди со средним образованием.

Данные о сильнейшем влиянии размеров домашней библиотеки на уровень будущего образования ребенка поразили и самих ученых. Так, большая библиотека для будущего ребенка в два раза важнее, чем образовательный уровень отца, а также более важно, чем общий социальный уровень страны пребывания.

Что ж, будем надеяться, что и в нашей стране не исчезнет традиция домашних библиотек, а высшее образование восстановит свои утраченные позиции в формировании социальной роли вчерашнего студента.