Gazeta.ru на рабочем столе
Установить
Не сейчас

Марсианин выжил в джунглях

В Бразилии найден «марсианский» муравей

В джунглях Амазонии найден уникальный муравей. «Марсианин», как прозвали его первооткрыватели, сильно отличается от остальных представителей семейства. Его предки отделились от общего предка муравьёв ещё 120 миллионов лет назад.

Несмотря на регулярные сообщения об исчезновении целых групп животных, ежегодно ученые все-таки больше открывают видов, чем «закрывают». Если не брать в расчет микробиологов, способных самостоятельно создать новый штамм, то за регулярно обновляющийся список нам стоит благодарить в первую очередь инсектологов, буквально каждый день насаживающих новые экземпляры своей коллекции на булавки.

Начитавшиеся Жюля Верна энтомологи отправляются почти исключительно в амазонские джунгли. И, хотя их «девственность» из-за последних археологических находок — вопрос весьма спорный, это не мешает ученым регулярно находить новые шестиногие трофеи.

На этот раз это «марсианские муравьи», названные так из-за своего оригинального внешнего вида, сильно отличающего их от мощнейших кочевников или листорезов.

Их «шерстка» настолько не похожа на жесткие панцири большинства муравьев, что одним подсчетом ног не обошлось, и почетное звание представителя семейства муравьиных Martialis heureka получил только после тщательного анатомического анализа.

Современные микроскопы и геномные технологии позволили ученым обойтись без вскрытия, тем более что оперировать двухмиллиметрового обитателя Амазонии было бы не так уж просто.

Да и расходовать такую ценную добычу было бы рискованно — пока это единственный представитель своего вида, да и вновь образованного подсемейства тоже.

Ученые, опубликовавшие детальное описание в Proceedings of the National Academy of Sciences, решили, что их подопечный достоин отдельной группы, ведь он не похож ни на одного из представителей известных существующих или вымерших подсемейств. По строению тела он оказался ближе к одной из самых древних групп — Leptanillinae, что подтвердилось и генетическим анализом, показавшим, что ветвь Martialis heureka отпочковалась от филогенетического древа муравьев одновременно с общим предшественником всех остальных видов семейства Formicidae. Произошло это примерно 120 миллионов лет назад, а общий предок «марсианина» и его многочисленных двоюродных братьев был больше похож на современных ос, чем на муравья.

Вопросы о поле питомца и даже его наличии остались без ответа: расшифровав участки генома, ученые не стали изучать количество и размеры хромосом, да и сравнивать их не с кем. Тем не менее Кристиан Рабелинг и его коллеги почти уверены, что это рабочий.

Во-первых, его поймали на листе, где и суждено быть представителям этой социальной группы, обеспечивающей пищей всех остальных. Во-вторых, в-третьих и в-четвёртых — форма челюстей, увеличенный размер «верхней губы» и маленькое жало, окончательно убедившие энтомологов.

Другая отличительная черта — полная слепота, вероятно, из-за жизни под землей.

Органы чувств, если так можно назвать многочисленные антенны и антеннулы, тоже идеально подходят для такой среды: часть из них отсутствует, а оставшиеся сильно сегментированы. Членики меньше скреплены, оттого подвижней, чем у далеких сородичей.

Хотя часть из многочисленных отличий — приспособления для обитания в весьма сложных условиях, ученые не сомневаются, что среди них есть и «реликты», сохранившиеся от общего предка.

Несмотря на микроскопические различия, все муравьи — высокосоциальные животные, так что ученые и эту находку не стали рассматривать под другим углом. Тем более что теперь германо-американскому коллективу наверняка удастся снова собраться и съездить в очередную экспедицию на поиски целой колонии «марсианских» муравьев.

Желающие самостоятельно заняться научными изысканиями могут отправиться в музей Сан-Паулу в Бразилии, где одинокий Martialis heureka теперь хранится в заспиртованном состоянии.

Полиция Казахстана ищет оставивших сообщение о минировании посольства Украины в Астане