Вино заменяет диету

Красное вино действует на сердце так же, как и голодание

Красное вино действует на сердце таким же образом, как и продлевающее жизнь голодание – содержащийся в вине ресвератрол приводит к таким же изменениям в экспрессии генов. Поддерживать небольшой уровень вещества в крови необходимо постоянно, чтобы полностью скопировать эффект голодания.

Яичница с жареным беконом на завтрак – не лучшее начало дня для вашего сердца. Холестерин и калории способствуют развитию метаболического синдрома, ускоренному старению и формированию атеросклеротических бляшек в сосудах. Именно поэтому врачи рекомендуют воздержаться от чревоугодия.

Что не всегда удается французам с их кухней, считающейся одной из лучших в мире. В результате относительно низкое число случаев болезней сердца вкупе с диетой, богатой ненасыщенными жирами, получило название «французский парадокс». По мнению Ричарда Вейндрача из Университета Висконсина в Мэдисоне, тому виной другая слабость потомков Карла Великого – склонность к возлияниям.

В результате вино, на пользе которого продолжают настаивать ученые, вскоре будут рекомендовать как нормальную составляющую диеты. Правда, за пределами Франции лучше всё-таки поискать другие продукты, содержащие ресвератрол – активное вещество, которому мы и обязаны таким эффектом.

Ученые обращаются к нему не в первый раз: его эффективность была показана в лечении инсульта и диабета, замедлении старения и даже в защите нормальных тканей от радиации с одновременным ослаблением раковых клеток к лучевой терапии. Кристоф Вестфал из компании Sirtris Pharmaceuticals некоторое время назад даже назвал ресвератрол «лекарством, способным остановить старение».

Механизм действия этой панацеи в предыдущих работах связывали с активацией белков сиртуинов, влияющих на обмен веществ всего организма, а кроме того – со снижением уровня глюкозы в крови.

То же самое происходит при «ограничении общего числа потребляемых калорий» – оригинальном способе продления – иногда, многократного – жизни, показавшем свою эффективность на червях, дрожжах и мышах. Вейндрач и его коллеги изучили генетические маркеры старения в сердце, мышцах и мозге грызунов, чтобы выяснить, похожи ли на деле механизмы влияния вина и голодания.

Вино опытных исследователей не подвело. Во-первых, в отличие от всех предыдущих работ в этой области, они показали, что достаточно даже небольшой, но постоянно поддерживаемой концентрации.

Во-вторых, они показали, что если вино начинать пить в среднем возрасте, это практически заменяет ограничения в пище – по крайней мере, на генетическом уровне.

Например, в сердце сейчас известно 1029 генов, функция которых меняется с возрастом. В том случае, если поддерживать животных на диете с пониженной калорийностью, 90% этих генов меняют свою экспрессию. А даже небольшие дозы ресвератрола при нормальном питании изменяют экспрессию на 92%. Эти данные подтверждаются предыдущими исследованиями, показавшими, что прием ресвератрола вместе с высококалорийной пищей позволяет поддерживать уровень глюкозы на постоянном уровне.

По мнению авторов работы, опубликованной в последнем номере PLoS ONE, их результаты объясняют, почему французы, склонные к употреблению вкусной, а следовательно, богатой жирами и калориями пищи, не так часто страдают от болезней сердца и прочих возрастных изменений, как американцы.

Правда, тяжело представить себе «классический» завтрак из яичницы и бекона, дополненный стаканом вина. Почему-то ученые не упомянули и о том, что в виноградном соке, приготовленном с измельчением косточек, ресвератрола содержится не меньше, а возможно, даже и больше, особенно если проследить судьбу большинства винных бутылок, попадающих на стол.

Кроме того, обнаруженный эффект не объясняет, почему отсутствуют не только вредные эффекты на здоровье, но и на фигуру французов, особенно в сравнении со среднестатистическим американцем. Остается ждать следующих работ геронтологов, тем более что они пообещали детально разобраться с механизмами наблюдаемых эффектов, а может быть, и обнаружить новые положительные свойства.