Гены Квазимодо

Открыты гены профессиональной глухоты

Бельгийские ученые выявили три гена, которые могут быть связаны с возникновением глухоты у работающих при сильном шуме людей. Помимо профессиональной эта проблема может коснуться и жителей больших городов: уровень шума городского транспорта давно превысил опасный порог.

Бельгийские ученые выявили три гена, которые могут быть связаны с возникновением глухоты у людей, работающих при сильном шуме. Открытие сделано командой исследователей из Антверпенского университета под руководством профессора Ги Ван Кампа.

Ван Камп обследовал около тысячи человек, которые работают на целлюлозно-бумажных и сталелитейных заводах в Швеции. Около 80% из них находится под воздействием шума уже 20 лет. Ученые сделали генетический анализ 10% испытуемых, у которых был самый слабый слух.

«Сильные различия между уязвимыми и невосприимчивыми к шуму рабочими удалось найти в комбинации генов KCNE1, KCNQ1 и KCNQ4, — сказал Ван Камп. — Дальнейшие исследования KCNE1 показали, что вариант этого гена, связанный с повышенным риском к глухоте, заставляет кодируемые ионные каналы открываться более часто, чем нормальный вариант гена».

Этот дефект в гене, как предполагают исследователи, повышает чувствительность людей к шуму.

Проблема частичной потери слуха, связанной с постоянным повышенным шумом, становится все более актуальной. Считается, что к потере слуха приводит шум 120–150 дБ. Шум транспорта в крупном городе оценивается в 85 дБ, в то время как постоянное воздействие уже 80 дБ может привести к проблемам со слухом. Поэтому, по мнению ученых, сделанное ими открытие может привести к созданию общего способа профилактики и борьбы с глухотой. Профессиональная глухота известна людям с древности. Самая известная «глухая» профессия — звонарь, хорошо известный Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери».

Последнее время выясняется, что очень много заболеваний и просто тех или иных факторов так или иначе связано с наследственностью. Выявлены гены таких заболеваний, как дислексия, «двойной скелет», болезни Паркинсона и Альцгеймера. А израильские ученые заявили, что даже сексуальное желание или его отсутствие может быть заложено в генах. Открытие, вероятно, заставит психологов переоценить свои взгляды на сексуальность как центральный элемент поведения человека, а также изменит понимание сути расстройств и нарушений в половой сфере. Группа исследователей из Еврейского университета под руководством Ричарда Эбштейна (Ebstein) обнаружила, что индивидуальные различия сексуального желания могут быть обусловлены генетически и вызываться теми или иными модификациями генов. Всего было идентифицировано пять таких вариаций.

А американские ученые открыли «ген пивного живота». Согласно новым данным, полученным под руководством сотрудников Джослиновского центра, ожирение в брюшной области и форма живота, вероятно, программируются генами, входящими в механизм регулирования нормального развития организма. Исследование опубликовано 10 апреля на сайте журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Газета.Ru» продолжает следить за исследованием ДНК человека.