Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Облигации лучше кредитов

Выпуск облигаций нефинансовыми компаниями с начала года достиг $1,31 трлн, превысив объем выданных корпоративных кредитов, которые составили $1,08 трлн

ИТАР-ТАСС
Впервые с 1995 года рынок облигаций обогнал по объемам рынок кредитов — с начала года компании выпустили облигации на $1,31 трлн, а кредитов получили на $1,08 трлн. Популярности бондам прибавило желание инвесторов диверсифицировать риски в условиях кризиса. Но даже после его завершения кредитный рынок едва ли сможет восстановить лидерство, считают эксперты.

Выпуск облигаций нефинансовыми компаниями с начала года достиг $1,31 трлн, превысив объем выданных корпоративных кредитов, которые составили $1,08 трлн, подсчитали в исследовательской компании Dealogic. Причем с начала года американские нефинансовые компании выпустили бондов на $449,3 млрд и взяли кредитов на $360 млрд, европейские – на $504,4 мрлд и $315,4 млрд соответственно.

Впервые с 1995 года, с тех пор как Dealogic начала отслеживать рынок заимствований, объем выпущенных бондов превысил объем кредитов. Еще до разгорания финансового кризиса,

в 2007 году, объем портфеля корпоративных банковских кредитов составлял $4,16 трлн, что в 4,5 раза больше объема выпущенных за этот год облигаций - $889,4 млрд.

Рекордной эмиссии бондов способствовали низкие процентные ставки и растущий приток капитала в инструменты с фиксированной доходностью на фоне замораживания кредитных рынков. «Кредитный кризис сместил интерес компаний от банковских кредитов к финансированию через рынки облигаций. Компании хорошо поняли, что в некоторых случаях брать кредит в банке намного рискованнее, чем выпускать облигации», — приводит Financial Times слова главы департамента Citigroup по исследованию рынков долгового капитала Citigroup Эйрика Уинтера.

Впрочем, дело не только в рисках, но и в доступности рынков кредитования, а также размере привлекаемых средств. «Банки значительно ужесточили стандарты по всем своим кредитным сегментам, в том числе и по корпоративным заемщикам», — говорит аналитик ИК «Арбат Капитал» Михаил Завараев.

«Для компаний выход на облигационный рынок более приемлем, поскольку круг потенциальных инвесторов значительно шире, в отличие от пула кредиторов. Поэтому компании легче привлечь необходимую сумму и снизить стоимость привлеченных средств»,

— добавляет аналитик ИК «Галлион Капитал» Дмитрий Макаров.

Рынок облигаций интересен не только компаниям, но и банкам, которые становятся основными инвесторами. «В текущих условиях кредиты неликвидны, поскольку под них труднее привлечь деньги, а под залог облигаций первоклассных эмитентов банки могут рефинансироваться как на рынке, так и в Центробанке», - объясняет директор департамента исследования долговых рынков банка «Траст» Павел Пикулев. Кроме того, финансовые институты диверсифицируют свои риски. «Банки и так имеют значительный объем проблемных активов, поэтому активно разгружают свой баланс, следовательно, уровень кредитной активности в данный момент ниже», - добавляет аналитик ИК «Арбат Капитал» Михаил Завараев.

Ситуация в России соответствует общемировой тенденции: рынок корпоративных облигаций быстро развивается. Так, в январе 2009 года на ФБ ММВБ состоялось всего два новых выпуска и одно дополнительное размещение облигаций на 5,1 млрд рублей по номиналу. Но уже в июне эмиссионная активность выросла в разы: за месяц состоялось 20 новых выпусков и допразмещение 3 выпусков.

В июне суммарный объем размещения корпоративных облигаций на ФБ ММВБ достиг 143,3 млрд рублей по номиналу, что составляет 51,1% от общего объема первичных размещений за первое полугодие 2009 года.

В целом за январь — август на ММВБ и внебиржевом рынке были размещены корпоративные облигации на 509,6 млрд рублей, а также впервые был размещен выпуск в иностранной валюте на $2 млрд.

Интерес компаний и банков к облигациям сохранится и после кризиса, прогнозируют эксперты. «Раньше рынок облигаций догонял рынок кредитов, но после таких финансовых потрясений он получит новый толчок развития, поскольку облигации позволяют инвесторам лучше диверсифицировать риски», — заключает Макаров.