Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Уволили ради комфорта

Уволена директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева

Татьяна Сохарева, Игорь Карев, Алексей Крижевский 10.02.2015, 19:28
Директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева Станислав Красильников/ТАСС
Директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева

Минкультуры уволило с поста гендиректора Государственной Третьяковской галереи Ирину Лебедеву, занимавшую эту должность последние шесть лет. Преемником Лебедевой стала Зельфира Трегулова, с 2013 года возглавлявшая Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО.

В сообщении министерства об увольнении Ирины Лебедевой говорится, что директор Третьяковки освобождена от должности в соответствии с пунктом 2 статьи 279 Трудового кодекса — по инициативе работодателя.

Список конкретных претензий к работе Лебедевой позже был обнародован на сайте ведомства со ссылкой на директора департамента культурного наследия Михаила Брызгалова.

По его словам, по вине гендиректора Третьяковки было затянуто строительство 2-го корпуса, регулярно возникали скандалы вокруг музея.

«Не создана комфортная среда для посетителей, школьников, студентов, методистов. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром», — сказал Брызгалов, с удивлением отметив, что ГТГ в своих планах на год запланировала снижение посещаемости на 15 процентов.

Генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Зельфира Трегулова
Генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Зельфира Трегулова

Примечательно, что Лебедева возглавила Третьяковскую галерею в 2009 году также после скандального увольнения предыдущего директора.

Валентин Родионов, вроде бы благополучно отправленный Минкультуры на пенсию, выступил в СМИ с заявлением, что его отставка была не совсем добровольной, а свой пост он покидает под давлением со стороны министра культуры Александра Авдеева. Противостояние длилось более полутора месяцев, но закончилось победой культурного ведомства: Родионов все-таки подписал приказ о своем уходе, и институцию возглавила Лебедева, до того бывшая его заместителем по научной работе.

Она была для Третьяковки «своим человеком» — работала в музее с 1985 года, последовательно прошла все ступеньки карьерной лестницы, была старшим научным сотрудником, специалистом по русскому авангарду, возглавляла отдел живописи первой половины ХХ века, входила в оргкомитет премии «Инновация». Правда, Лебедева уже была участником скандалов в арт-среде — например, с выставкой «Соц-арт» в Париже, которую тогдашний министр культуры Александр Соколов посчитал «позорящей страну порнографией» и запретил вывозить из страны.

Она также не возражала против увольнения главы отдела новейших течений ГТГ и одного из организаторов «Соц-арта» Андрея Ерофеева.

В 2007 году Ерофеев попал под следствие по делу скандальной выставки «Запретное искусство — 2006», а через год его уволили из Третьяковки якобы за «нарушение музейного порядка». Лебедева тогда охарактеризовала его как «разрушителя».

В 2011 году Лебедева вновь оказалась в центре скандала — уже в роли главы музея. Было опубликовано анонимное письмо от имени «коллектива Государственной Третьяковской галереи» с претензиями к руководству.

В письме на имя Авдеева говорилось, что Лебедева и ее первый заместитель Олег Беликов собираются передать произведения искусства из собрания галереи в частные коллекции и музеи.

Кроме того, их обвиняли в коррупции, утверждая, например, что ремонт Инженерного корпуса был выполнен только наполовину, а штат музея пополнили бывшие сотрудники мэрии и муниципалитетов Москвы. Тогда на сторону Лебедевой встал министр культуры, назвав обвинения «беспочвенными инсинуациями».

Любопытно, что Беликова в 2013 году осудили на пять лет тюремного заключения за хищения при выполнении госконтракта — правда, совершенные во время его предыдущей работы в одном из московских ГУП.

В последнее время, по информации «Газеты.Ru», недовольство Минкульта вызвала история с бесцеремонным удалением из галереи учителя рисования, проводившего экскурсию для своих учеников, и те комментарии, которые давала экс-директор Третьяковки по этому поводу.

По словам советника президента по культуре Владимира Толстого, у Ирины Лебедевой была возможность остаться в музее, но лишь на должности научного сотрудника. Кроме того, ей предлагали должности «в других музеях и культурных учреждениях».

«Ее опыт как искусствоведа, безусловно, не вызывает никаких претензий», — цитирует слова Толстого заявление Минкульта.

Искусствовед и куратор Иосиф Бакштейн считает, что Трегулова может довольно радикально изменить работу Третьяковской галереи — особенно в области международных художественных связей.

«Она один из влиятельнейших деятелей искусства, который много лет проработал и в Пушкинском музее, и в Музеях Кремля, и в РОСИЗО, знает, как работать с архивом и другими институциями», — рассказал он «Газете.Ru».

«Блестящим организатором» Трегулову называет и искусствовед, преподаватель МГУ Андрей Ковалев. «Она сделала несколько потрясающих выставок. Так, например, она была соорганизатором выставки «Россия-2», организовала выставку Виктора Попкова в Лондоне», — говорит Ковалев.

При этом Ковалев не видит в размене фигур в Третьяковке ничего отрадного. По словам Ковалева, такие предложения, какое поступило Трегуловой, должны делаться гласно и о будущей смене руководства общественность должна знать заранее — минимум за полгода.

Новый директор должен иметь время, чтобы составить, представить и защитить свой выставочный проект и стратегию развития.

«Я не уверен, что Трегуловой дали на это время и она прямо сейчас сможет озвучить свою стратегию, — говорит он. — Это выглядит безобразно, потому что два блестящих профессионала поставлены в ситуацию неприятного конфликта.

Лебедева — безупречный специалист по искусству XX века, претензии к которому могут возникнуть разве что на научной конференции. В этом смысле я не понимаю минкультовских начальников».

«В нормальной ситуации мы меняли бы хорошее на лучшее: одного хорошего куратора — на другого, — подытоживает Ковалев. — Сейчас речь идет о какой-то «комфортной среде», вайфай. Но никто в Министерстве культуры и не задумывался о том, кто из этих достойнейших профессионалов будет делать выставки лучше».

Во вторник вечером телефон Зельфиры Трегуловой не отвечал на звонки «Газеты.Ru».