Пенсионный советник

Босс без всяких «и»

Вышла пластинка «I'm not the Bossy, I'm the Boss» — новый, первый за десять лет альбом Шинейд О'Коннор

Алексей Володин 11.08.2014, 09:17
Певица Шинейд о' Коннор sineadoconnor.com
Певица Шинейд о' Коннор

Вышел в свет новый альбом Шинейд О'Коннор «I'm not the Bossy, I'm the Boss» — первая за десять лет пластинка шебутной звезды, без напряжения доказавшей, что никогда не переставала быть таковой.

Своим диковинным названием новый альбом обязан фейсбуку. Точнее, самой компании Facebook и конкретно ее операционному директору Шэрил Сэндберг, начавшей кампанию Ban Bossy по запрету к употреблению слова «босси» как неполиткорректного. Это прилагательное-существительное применяется к начальникам женского пола в значении «властная сука».

Со включением в этот почин Шинейд О'Коннор внутриязыковая социолингвистическая проблема стала фактом искусства — и этим альбомом самая неземная певица из 90-х прервала десятилетнюю молчанку, которая, как она обещала в 2004 году, должна была вообще длиться вечно.

Источник: Reuters
Источник: Reuters

На обложке — девушка в коже, с гитарой и в парике, в которой совершенно не узнается трепетная лань с огромными глазами, певшая «Nothing Compares 2 U» (написана для нее певцом Принцем) в начале 90-х. Не узнается и похожая на монахиню одутловатая, средних лет женщина с обритой головой, выходящая на сцену в рубище и исполняющая религиозные гимны, — именно такой ее увидели в 2004 году в Москве, когда она приезжала в рамках тура в поддержку альбома «Theology», целиком из таких гимнов и состоявшего. Он был тих, возвышен и великолепен, другое дело, что было полное ощущение, что их исполнительница пресытилась миром земным и, будто беженка на вокзале, ждет транспорта в мир грядущий. В семнадцать лет, разделившие этих двух Шинейд, уместилась большая история о мятущейся душе:

дикие личные скандалы, реабилитационные клиники, увлечение растафарианством, затем католичеством, бунт против Ватикана, вышеописанный сборник псалмов, объявленный отход от шоу-бизнеса и полное посвящение себя благочестивой жизни в приходе и пению в церковном хоре. Некоторые звезды, поплоше и поглупее, заставляют своих пресс-секретарей выдумывать про них истории из той серии, что случались с нашей героиней по-настоящему.

Новый альбом, можно сказать, тоже исследует библейскую максиму «Бог есть любовь», только логическое ударение делает на последнем слове, а сам предмет любви является автору не только при взгляде на крест.

Возможно, от этого во взгляде с обложки нового альбома, равно как и из мелодий песен, больше не сквозит священной пустотой — нет, это полнокровные песни женщины о своем любимом, полные жажды, но уже совсем не тоски.

Источник: sineadoconnor.com
Источник: sineadoconnor.com

Здесь есть боевитая «The Voice of My Doctor», посылающая подальше тоталитарную психиатрию (с которой мятущейся Шинейд явно если уже не приходится сталкиваться, то приходилось сталкиваться в прошлом). Есть атмосферная «In Vishnu Room» (кстати, именно так должен был называться и альбом, пока О'Коннор не обольстила феминистка из Facebook) — композиция, наводящая на мысли о очередном религиозном увлечении ирландской певицы и природе этого нового для нее спокойствия. Впрочем, нет, есть на альбоме и песня «Take me to the Church», в которой Шинейд просит отвести ее в церковь, но не для истерики на исповеди и наркоза от душевных мук, а для радости, любви и молитвы.

Есть открывающая альбом композиция под названием «If I be me», объясняющая все происходящие с певицей метаморфозы: что, если я буду собой?

Одна из самых непосильных и невыносимых задач для рецензента — поиск референсов, отсылок для сравнения в более раннем творчестве артиста или в произведениях его соседей по жанру. Для тех, кому не терпится, можно сказать, что Шинейд звучит как на своих альбомах 90-х годов — до «Faith and Courage». Есть отсылка повернее, хотя она и совсем непрофессиональная:

новый альбом Шинейд звучит как полная, зеркальная противоположность альбому «Жить в твоей голове» Земфиры.

Если доходчивая, концентрированная и, кажется, смертоносная печаль на пластинке нашей певицы вызывала бег мурашек по спине, то у О'Коннор доходчивая, разложенная на десять частей история удачного приземления в какой-то момент вызывает появление на лице улыбки — не кривой и не издевательской, а той счастливой, с какой любое лицо становится красивым.