Пенсионный советник

И маленькая бензоколонка

ГМИИ имени Пушкина представил новую концепцию развития и объявил о начале нового архитектурного конкурса.

Наталия Митюшева 10.04.2014, 20:33
Здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина РИА «Новости»
Здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

ГМИИ имени Пушкина увеличит свои площади в два раза, превратившись в музейный кластер, а на право строительства новых зданий будущего музейного городка будет проведен новый архитектурный конкурс.

Новую концепцию развития Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина разработал архитектор Пол Алезраа со своим бюро Avesta. Это бюро занимается музейным консалтингом, оно создавало мастер-планы для галереи Тейт в Лондоне и Центра Помпиду в Париже. Представляя концепцию, директор музея Марина Лошак обратила внимание на то, что сами музейщики продумать ее не смогли бы: нужно было учитывать потоки посетителей, логистику и прочие технические тонкости.

Новая концепция увеличивает площадь ГМИИ вдвое — с 49 тыс. кв. м до 105 тыс. Внутри этого кластера снесут все перегородки, останутся только важные исторические объекты. У музея будет несколько зон: к старому зданию добавятся образовательный центр для детей и взрослых, библиотека, парк, депозитарно-реставрационный и выставочные центры, кафе и магазины. Все они будут связаны единой пешеходной зоной и подземными туннелями, которые тоже приспособят для проведения временных выставок. По словам Лошак, для посетителей ГМИИ предусмотрят также летние кафе, павильоны и концертные залы. Она объяснила, что музейный городок на Волхонке будет функционировать и в часы после закрытия музея: люди должны приходить сюда и зимой, и летом в любое время суток.

Президент ГМИИ Ирина Антонова на презентации концепции отметила, что развитие территории подразумевает разделение пространства в равных долях — 50% выставочных площадей и 50% зрительского пространства.

ГМИИ имени Пушкина не только один из лучших в мире музеев с ценнейшим собранием мирового искусства с древних времен до ХХ века, но и место многочисленных архитектурных скандалов, связанных с предложениями по освоению кластера вокруг музея. Некоторые из них предусматривали снос зданий и исторических усадеб в районе Волхонки. В 2013 году, после отказа принять в разработку амбициозный проект нового здания ГМИИ, из проекта вышел знаменитый британский архитектор Норман Фостер: он хлопнул дверью и отказался от мысли работать с музеем.

Причина всех этих перипетий — большое желание ГМИИ развиваться и расширяться в осложненном историей и культурными памятниками историческом центре Москвы.

«О том, что музей должен расширяться, знал еще Иван Владимирович Цветаев (основатель музея. — «Газета.Ru»)», — рассказывает президент ГМИИ Ирина Антонова. Именно она, будучи директором музея, к его столетию предложила разработанную Фостером концепцию архитектурного развития, которая вызвала много нареканий со стороны чиновников и общественности из-за ее несоответствия законодательству. Со сменой руководства и переходом директора ГМИИ Ирины Антоновой на должность президента разговоры о реконструкции музея приостановились. Однако работа в этом направлении без лишнего шума велась.

Грандиозные планы музейщиков предполагают большое пространство для реализации, и того, что у них уже есть, им не хватает: на Волхонке места под строительство не так уж и много.

Нашлось только два — в западной и восточной частях кластера. В западной расположена старинная бензоколонка, признанная объектом культурного наследия: по некоторым данным, ее спроектировал легендарный Алексей Душкин. Вокруг АЗC развернулись самые громкие споры. Музей хочет перенести ее, а на освободившемся месте построить культурно-выставочный центр с большим залом для лекций, встреч и кинопоказов; не хватает ГМИИ и места для выставок современного мирового искусства. Градозащитники указывают на статус заправки как памятника истории: она является одной из самых старых в Москве АЗС. Впрочем, как указывает Ирина Антонова, для ее возведения в 1930-х было снесено историческое здание, так что теперь музей имеет моральное право возвести выставочный центр.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил, что решение о переносе бензоколонки уже есть, но Ирина Антонова резко его оборвала: «Я уже пять лет слышу об этом решении».

По ее информации, сейчас в ведении ГМИИ оказалось 11 памятников культуры. Шесть из них уже отреставрированы, другим реставрация только предстоит. Также на территории ГМИИ есть неспорное место для строительства в восточной части кластера. Здесь планируется возвести два здания — для депозитария, выставочных залов и реставрационного центра. Депозитарий и реставрационный центр планируется сделать также частично открытыми для посетителей.

Кто будет строить на территории ГМИИ, определится в ходе архитектурного конкурса.

Он будет закрытым, а участники уже определены. Их три: Сергей Скуратов с компанией Serguei Skuratov Architechts, Юрий Григорян и его бюро «Меганом», Илья Уткин и компания «ТПО Резерв». Представляя архитекторов, Марина Лошак отметила, что они не имеют опыта возведения музейных зданий, но «все же надо с чего-то начинать». А советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, который также участвовал в представлении концепции ГМИИ, выразил радость от того, что музей будут строить русские архитекторы — они, по его словам, «еще детьми, конечно же, приходили в ГМИИ».

До 12 июня участники должны представить свои архитектурные концепции зданий, а имя победителя выяснится 24 июня. Но зато уже сейчас известно, что выделенный бюджет на реконструкцию музея составит 22 млрд руб., а полностью концепция развития главного столичного храма искусств должна быть реализована к 2018 году.