Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зрение XXI века требует разрешения

Сверхчеткие экраны и другие новинки рынка гаджетов

Качество картинки, которую фиксируют для нас одни высокотехнологичные гаджеты и которую демонстрируют нам другие, в последнее время становится все более существенным критерием. Именно картинка во многом определяет привлекательность и рыночную успешность гаджетов самого разного типа, от смартфона до огромных панелей с сенсорным управлением.

Можно ли считать дисплей iPad 3, на каждый дюйм которого приходится 264 точки, достойным высокого звания Retina? Как быть, если у iPhone 4S в тот же дюйм укладываются целых 326 точек? И как теперь смотреть в глаза (ну хорошо, в видоискатель) своей верной фотокамере с 12-Мпикс сенсором, если у камеры смартфона Nokia 808 PureView этих мегапикселов аж 41?

И с каким настроением, являясь с утра на работу, запускать свой рабочий ПК с 19-дюймовым «квадратным» монитором (соотношение сторон 4:3), если дома стоит широкоэкранный дисплей с диагональю 24 (который сейчас в рознице, кстати, гораздо дешевле, чем квадратная 19» модель на момент её покупки)?

Да, тренд явно меняется. Долгое время вся компьютерная техника оценивалась почти исключительно с точки зрения производительности. Даже если снабдить цифровую камеру трёх-пятилетней давности типичным на сегодня сенсором на полтора-два десятка мегапикселов, ей это не слишком поможет: мощности её процессора не будет хватать для своевременной обработки поступающих со светочувствительной матрицы данных.

А вот самой современной цифровой фототехнике повезло: производительность обрабатывающих данные микросхем выросла настолько, что позволяет реализовывать самые впечатляющие проекты. Например такие, как уникальная, на данный момент, камера светового поля (light field camera) под брендом Lytro. Интересный «карандашный» дизайн, алюминиевый корпус габаритами 41х41х112 мм, масса 214 г, крохотный полуторадюймовый дисплей вместо видоискателя — смотрится эта камера как непритязательная игрушка, однако способна на то, с чем не справятся и самые навороченные профессиональные цифрозеркалки.
<1>
Камера Lytro снимает без фокусировки, именно этот процесс и носит название «фиксации светового поля». Конечно, система линз («объектив») в камере имеется, и попавшие в нее световые лучи сходятся на светоприёмнике, только вот приёмником служит особый оптический сенсор, на поверхности которого располагается массив микролинз. В результате на каждый пиксел оптического сенсора попадает не единственный луч света от сфокусированной объективом картинки, а множество лучей, дополнительно преломлённых микролинзами. Совокупную информацию, получаемую всеми пикселами сенсора — то самое «световое поле» в формате высокой чёткости — обрабатывает встроенный в камеру микропроцессор.

В итоге формируется не просто картинка с фиксированным фокусом, с выделенным передним и задним планами, но цифровое подобие реальной картины, попавшей в объектив Lytro.

Далее, загрузив снимок на компьютер и воспользовавшись специальным софтом, можно по собственному желанию менять точку фокусировки, устанавливать необходимую глубину резкости и вообще выделывать все те художественные фокусы, для которых профессиональному фотографу требуется целая батарея дорогостоящих объективов, накопленный годами опыт и несколько часов работы в студии, а затем и в графическом редакторе.

Всё это удовольствие обойдётся в $400 за камеру Lytro с 8 Гб встроенной памяти или в $500 — за 16-Гбайтную. Снимками «светового поля» легко делиться с друзьями — изображения можно загрузить на онлайновый сервис Lytro, где они становятся доступны для размещения в блогах и соцсетях, но не в виде привычных «фоток», а в виде Flash- или HTML5-роликов. Аналогов камере пока нет, технология фиксации светового поля разрабатывалась в американском Стэнфордском университете с конца 1990-х и надёжно защищена патентами от прямого воспроизведения.

Однако если массовому потребителю придутся по вкусу прелести «литрографии», вполне вероятно, что эти камеры станут очередным модным высокотехнологичным трендом.

Данных о том, сколько именно мегапикселов содержит сенсор камеры Lytro, её производитель не публикует. Собственно, привычное для плоских снимков с фиксированным фокусом понятие «разрешения» в данном случае и неприменимо. Ясно только (судя по демонстрационным роликам), что при выборе любой глубины резкости камера формирует изображение высокой чёткости — а значит, для адекватного его восприятия пригодится монитор покрупнее. Скажем, видеостол Microsoft Surface прекрасно подойдёт; заодно и удобное сенсорное управление для смены точки фокусировки обеспечит.

Концепция Microsoft Surface — этакого журнального столика с крупным мультисенсорным дисплеем вместо столешницы — была озвучена уже несколько лет назад. Однако лишь совсем недавно она получила готовое к коммерческому производству воплощение в виде устройства Samsung SUR40. Здесь 40-дюйм ЖК-дисплей с разрешением Full HD покоится горизонтально на четырёх ножках высотой более метра.
<2>
Казалось бы, нет особой инновации в том, чтобы расположить монитор горизонтально. Однако при работе со столь внушительной поверхностью необходимо решить важнейшую проблему фиксации многоточечных прикосновений к дисплею. Именно тогда открывается огромный простор для непринуждённого жестового управления: разворота и изменения размера картинок, естественным образом «извлекаемых» из папок документов, коллективной работы над сложными графическими объектами вроде географических карт или медицинских изображений и т. п.

Первые прототипы Microsoft Surface полагались на множество инфракрасных камер по периметру «видеостола», следивших за прикосновениями пользователей.

Однако модель SUR40 реализует новейшую разработку Samsung — технологию PixelSense, предусматривающую расположение 2 млн. тактильных сенсоров непосредственно на самой ЖК-панели.

Собственного «железа» этого устройства — 2,9-Ггц двухъядерный процессор Athlon X2 245e и видеокарта AMD HD6750M — достаточно, чтобы обеспечить обработку информации с сенсоров PixelSense и вывод изображения на «видеостол». Дополнительный плюс интегрированного в ЖК-панель множества сенсоров в том, что SUR40 приобретает способность независимо фиксировать большое количество прикосновений к поверхности (более полусотни одновременно распознаваемых касаний), отрабатывать жестовые команды сразу нескольких операторов и даже определять контуры уложенных на него предметов.

Сопоставимых продуктов на рынке пока нет (так, 35-дюйм стол Sony atracTable и 70-дюйм безымянная модель Hyundai до сих пор не вышли из стадии прототипов), возможно, именно это обусловливает достаточно высокую цену Microsoft Surface: на сайте корпорации его можно заказать за сумму от $8400 (стоимость доставки не включена). Вряд ли «видеостолы» такого типа можно будет вскоре увидеть в каждой гостиной, но инженеры, врачи, банкиры, представители гостинично-туристического бизнеса и, разумеется, маркетологи безусловно найдут для SUR40 множество применений.

А пока дорогу к покупателям торят всевозможные устройства фиксации и показа изображений высокой чёткости (HD, High Definition), производители начинают активно работать над следующим поколением дисплеев, перед которыми, пожалуй, стыдливо померкнет даже сама пресловутая «яблочная» Retina.

На повестке дня теперь — четырёхкратный стандарт высокой чёткости, Quad Full HD, который своим разрешением (3840x2160 точек) вдвое превосходит нынешний Full HD по каждому из измерений.
<3>
Острее всего заинтересованы в популяризации этого формата производители крупнопанельных ЖК-телевизоров и мониторов. Покупатель, избалованный множеством почти неразличимых пикселов на крохотных экранах смартфонов, с явной неприязнью поглядывает на 40-дюйм телевизоры с разрешением «всего лишь» 1920х1080. Ну в самом деле, отдельные точки на таком дисплее различимы невооружённым глазом уже с двух метров, куда это годится?

«Никуда», — горячо заверяют производители и предлагают обращать внимание на Quad HD-модели, такие как 55-дюйм Toshiba 55ZL2G за 8 000 евро, 56-дюйм Mitsubishi 56P-QF65LCU за не объявленную пока цену (новинка) или более скромный, но и с более высокой плотностью точек на дюйм 20,4-дюйм прототип Panasonic, продемонстрированный на недавней выставке CES 2012.
<4>
И хотя фильмов (а тем более телетрансляций) в формате Quad Full HD пока в открытом доступе, можно считать, нет, всё равно потенциальные покупатели с каждым годом — да что там, месяцем — всё с большим интересом будут приглядываться к видеопанелям учетверённого высокого разрешения. Ведь у тех же покупателей в руках смартфоны, планшеты и цифровые камеры, которые уже сегодня умеют снимать статичные фото (и даже видеоролики) в формате, превосходящем «просто» Full HD. Да и YouTube с недавних пор поддерживает загрузку видеофайлов в сверхвысоком разрешении. А значит, время коммерческого наступления нового видеоформата не за горами.

Так что не спешите пока приобретать очередной телевизор, даже если в такой покупке уже начинает назревать необходимость. Есть смысл повременить год-другой и дождаться появления моделей Quad Full HD за более-менее разумные деньги (первые образцы все же еще слишком дороги).

Вот кто бы ещё навёл ответственных за корпоративные закупки менеджеров на мысль о том, что и на рабочих местах персонала давно уже пора установить мониторы ну хотя бы Full HD-формата.

Что думаешь?
Загрузка