Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Быстрая съемка и быстрый монтаж

Обзор IT-новинок ноября и декабря

Трудно приходится в наши дни производителям видеокарт. Непросто ведь объяснить рядовому пользователю, что ему позарез необходим именно этот вот графический адаптер, который и стоит немалых денег, и самостоятельноц установки внутрь компьютерного корпуса требует.

Да и, если вдуматься, так ли они нужны, эти самые дискретные графические адаптеры? Для самых простых задач, вроде вылазок в интернет (в том числе и на отягощённые Flash-графикой сайты), просмотра полноэкранного HD-видео, казуальных игр вполне хватает графики, встраиваемой в современные процессоры — и в Intel Sandy Bridge, и уж тем более в различные вариации AMD Fusion. На первый взгляд дискретное видео нужно только прожжёным геймерам, — прочие пользователи великолепно без них обходятся.

Но это только на первый взгляд. Взгляните на обзор любой современной 3D-иргы, нацеленной на самую широкую аудиторию, — хоть на онлайновую RPG World of Warcraft, для которой в следующем году должно выйти очередное насыщенное роскошной графикой дополнение, хоть на откровенно аркадную Batman: Arkham City.

Формально такие игры способны работать на весьма скромном «железе», — запускаются и идут на минимальных настройках детализации и качества эффектов.

Однако стоит сравнить скриншоты и видеоролики, снятые на эти минимальных настройках, с теми, что сделаны на более продвинутых видеокартах, — сразу становится ясно, за что именно производители дискретной графики запрашивают свои деньги. Натуралистичный туман, физический обсчёт мелких частиц при взрывах и обрушениях, «как живые» вода и огонь, убедительно развевающиеся ткани и мех, скрупулёзная детализация живописных неровностей на ближних планах — всё это достигается лишь благодаря стараниям мощных видеоадаптеров. Да и установка/замена видеокарты — вовсе не сложное дело.

Главное неудобство дискретных видеокарт, с которым большинство рядовых пользователей всё-таки не готовы мириться, — шумные вентиляторы. Разработчики прилагают все силы, делая активные охладители менее звучными, но при пиковой нагрузке они жужжат всё равно громче прочей «бортовой акустики» компьютерного корпуса — процессорного кулера и уж тем более жёсткого диска. В небольших квартирах, да ещё с маленьким детьми, где возможность поиграть всласть у взрослых появляется лишь поздними вечерами, шумный компьютер никому не нужен.

И всё-таки выход есть – это использование дискретной графики с пассивным охлаждением; такой, на которой попросту отсутствуют вентиляторы. Тепло от графических процессоров отводят медные трубки (реже – новомодные испарительные камеры), а рассеивают — внушительные гребёнки алюминиевых радиаторов.

В таком формфакторе выпускаются даже достаточно мощные и современные видеокарты — например, ASUS HD 6770 DirectCU Silent (около 125 евро) со стоваттным графическим процессором Juniper XT. Менее производительные варианты обойдутся дешевле: например, Gainward GeForce GT 520 SilentFX на NVIDIA GeForce GT 520 примерно за 60 евро, GIGABYTE GV-R545SL-1GI на AMD Radeon HD 5450 почти за 40 евро.
<1>
Достаточно, таким образом, оценить свои потребности в плане желаемого великолепия компьютерной графики на экране домашнего монитора, соотнести их со своими возможностями — и приобрести подходящее решение, достаточно производительное и абсолютно бесшумное. Особенно тихо в квартире станет, если дополнить тихую видеокарту пассивным процессорным кулером silentmaxx BigBlock за 80 евро (в комплект поставки входит 12-см вентилятор с изменяемой скоростью вращения, но в хороших современных корпусах уже обычно по умолчанию устанавливается как минимум один 12см вентилятор).
<2>
Впрочем, те, кому не слишком по душе требовательные к ресурсам современные игры, наверняка так и продолжат обходиться мощью встраиваемых в процессоры графических ускорителей — благо, их в самом деле достаточно для воспроизведения даже стереоскопических HD-фильмов. Особенно — в том случае, когда фильмы не сжаты с применением изощрённых алгоритмов, а сохраняются в наиболее «рыхлом» (зато и щадящим в плане использования системных ресурсов) формате. Таком, как на оптических дисках Blu-ray.

Эти диски постепенно набирают популярность, невзирая на свою дороговизну. И способствуют тому не одни лишь киноманы: рядовые пользователи ПК с готовностью приобретают оптические приводы Blu-ray в качестве замены DVD-универсалам, предназначенным для архивирования и резервного копирования данных. 25 Гбайт (а то и 100 Гбайт, если привод поддерживает формат BDXL) — куда более привлекательный объём, чем 4,5 Гбайт, а средняя стоимость встраиваемого привода на уровне 50 долл. США в долгосрочном плане смотрится вполне разумной.
<3>
Те же, кто склонен архивировать данные на всех имеющихся в доме (или малом офисе) компьютерах, однако пока не намеревается обзавестись многодисковым накопителем NAS, отдают предпочтение внешним накопителям Blu-ray — таким, как Lite-On eHBU212 (максимальная скорость — 12х, интерфейс — USB 3.0, цена — 160 евро) или I-O DATA BRP-U6XE (6х, USB 2.0, 170 евро). Интересно, что по данным исследователей из американской Digital Entertainment Group продажи дисков Blu-ray в III кв. 2011 г. выросли почти на 60% по сравнению с 2010-м, — тенденция к предпочтительному выбору этого формата налицо. Надолго ли оптические носители данных в принципе останутся на высокотехнологичном рынке, учитывая растущую популярность тех же NAS и постепенное снижение цен на полупроводниковые накопители SSD? Время покажет.

В любом случае, меньше информации персональные компьютеры и цифровые гаджеты генерировать уж точно не станут. Всем памятно, как стремительно увеличивалось типичное число мегапикселов на светочувствительных матрицах смартфонов и цифровых «мыльниц», — от 1-2 до 10-12 Мпикс за какие-то три-четыре года. И если раньше цифровое видео (наиболее требовательное в плане объёма сохраняемых данных) было всё-таки не слишком распространено, то теперь фотокамеры начального уровня способны снимать «тяжелое» видео.

Однако даже на фоне многомегапиксельных современных камер «на все руки» любительского диапазона особенно выделяется новинка разработки JVC под названием GC-PX10. Казалось бы, её типичный на сегодняшний день оптический сенсор с 12,75 Мпикс не обещает чрезмерных объёмов фото- и видеоданных. Формат фотоснимков, характерный для такого сенсора, — 3840x2160 точек; всего около 5 Мбайт на фото максимального разрешения.
<4>
Однако уникальность этой камеры, предлагаемой уже сейчас на американском рынке за вполне разумные для полупрофессиональной модели $900, — в новейшем процессоре JVC FALCONBRID. Именно он позволяет достичь невероятных для прочих неспециализированных цифровых камер показателей скорости съёмки: до 300 кадр/с в режиме 640х360 точек, а те самые статичные кадры с разрешением 3840x2160 «штамповать» в серийном режиме — 60 кадр/с.

Прямых конкурентов у JVC GC-PX10 пока нет. Сопоставимая по цене камера Casio
EX-FH25 выдаёт лишь 120 кадр/с в формате 640×480.

Понятно, что собственной памяти в полновесных 32 Гбайт при таком потоке данных надолго не хватит, — придётся его где-то хранить. На тех же дисках Blu-ray, к примеру.

А если придёт охота обработать полученный фотосет или видеоролик — создать из него полноценный фильм, для чего имеется множество специализированного ПО, начиная с бесплатного Microsoft Movie Maker, — вот тут уже без более-менее мощной дискретной видеокарты не обойтись. Точнее, обойтись формально можно, но потери времени на перекодирование видео и наложение спецэффектов силами одного лишь центрального процессора будут необозримо огромными. Так что даже тем, кто не является приверженцем «фотореалистичных» 3D-шутеров, а просто решил упорядочить и оцифровать домашнюю коллекцию видео, имеет смысл присмотреться к современным графическим адаптерам, — пусть даже не самым производительным, зато бесшумным, с разговора о которых началась эта статья.

Что думаешь?
Загрузка