Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Российские ученые опровергли работоспособность открытого в Корее сверхпроводника

В ФИАН доказали, что революционный корейский сверхпроводник LK-99 не работает

Изобретенный в Южной Корее сверхпроводящий материал LK-99 при проверке повел себя как изолятор. Об этом «Газете.Ru» сообщили в Физическом институте имени П.Н. Лебедева РАН (ФИАН).

В июле 2023 года корейский физик Ли Сукбэ и его коллеги опубликовали препринт статьи, в которой описывали процесс создания сверхпроводника, способного проводить ток с нулевым потерями при комнатной температуре и нормальном давлении. Ученые давно пытались открыть такой материал, поскольку современным сверхпроводящим кабелям требуется охлаждение жидким азотом. Однако другие исследовательские группы попытались воспроизвести LK-99 и не подтвердили результаты корейских ученых.

«Эксперимент показал, что корейский «сверхпроводник» в действительности — изолятор. Вы даете туда ток — и ничего не происходит. Причем мы начали опыты при комнатной температуре (23 °C), в то время как, по версии авторов разработки, сверхпроводимость фиксируется при температуре от 125 °C и ниже. Если же образцы охлаждать до отрицательных температур — сопротивление (и так условно бесконечное) лишь растет. По электрическим свойствам LK-99 похож на фарфор, из которого делают промышленные изоляторы», — рассказал «Газете.Ru» Кирилл Перваков, один из ученых Центра высокотемпературной сверхпроводимости и квантовых материалов им. В.Л. Гинзбурга ФИАН.

Кроме того, LK-99 не реагирует на магнитное поле, в то время как действительно сверхпроводящие материалы отталкиваются от магнита. Перваков и его коллеги практически уверены, что корейские ученые ошиблись, поскольку их сверхпроводник не похож ни на какие аналогичные материалы. Однако российские физики готовы допустить, что воспроизвели опыты Ли Сукбэ и его коллег неточно из-за чрезвычайно низкого качества опубликованной ими статьи.

Ранее ученые невооруженным глазом увидели излучение Вавилова — Черенкова при термоядерном синтезе.