Ученые определили набор показателей, которые делают полет для птицы возможным. Об этом сообщает Нагойский университет.
Само по себе наличие крыльев не может говорить о способности птицы к полету. Например, у пингвинов есть развитые крылья, чтобы передвигаться в воде, тогда как пернатые динозавры могли использовать крылья для других целей, например для терморегуляции и коммуникации с сородичами. Следовательно, чтобы определить, способно ли животное к полету, необходимо учитывать как наличие крыльев, так и способность совершать мощные взмахи ими.
Японские ученые предложили определять способность к полету по особенностям строения коракоидного отростка. Эта кость находится в районе лопатки и действует как распорка, предотвращающая деформацию грудной клетки при мощных сокращениях летательных мышц животного. Такуми Акеда из Университета Нагои и его коллеги измерили размер поперечного сечения коракоидного отростка по отношению к массе тела 220 птиц. Их выборка из 209 видов включала вымерших птиц, таких как дронт и гагарка.
Затем исследователи разделили птиц на четыре группы в зависимости от того, как они использовали свои крылья. Это были группы, которые использовали машущий полет (например, голуби); те, которые использовали крылья для ныряния (например, пингвины); нелетающие и не способные махать крыльями (например, страусы). В последнюю группу входили летающие птицы, которые в основном используют крылья для парения в потоках воздуха без активных взмахов (например, альбатросы и грифы). Основываясь на прочности коракоидного отростка и способности махать крыльями, исследователи смогли создать индекс для определения пригодности тела к полету.
Оказалось, что толщина коракоидного отростка по отношению к массе тела может отражать силу, которая обычно противодействует подъемной силе крыльев. Иными словами, это отношение показывает, насколько сильно птица может отталкиваться от воздуха. У парящих птиц была повышенная толщина коракоидного отростка, вероятно, для того, чтобы они могли выдерживать большие силы изгиба, вызванные взмахами длинных крыльев на взлете. Напротив, у немашущих птиц толщина коракоидного отростка была ниже.
Авторы считают, что их индекс позволит определять способность к полету вымерших птиц, а также поспособствует росту фундаментальных познаний об анатомии и эволюции.