Ученые МГУ выяснили, что восстановление почвы после лесного пожара занимает больше ста лет

Ученые из МГУ показали, что следы пожаров сохраняются в почве более 130 лет

Ученые из МГУ совместно с коллегами выяснили, что следы пожаров сохраняются в почве более 130 лет после последнего пожара. Результаты исследования работы опубликованы в журнале Forests.

Исследователи проанализировали морфологические, физико-химические и микробиологические свойства органического вещества в различных слоях почвы под сосновыми лесами (Pinus sylvestris L.). Ученые сосредоточились на лесах средней тайги Республики Коми и Красноярского края.

В районах, где были взяты образцы почвы, не было пожаров в последние 45-130 лет. Несмотря на такой большой срок без пожаров, исследователи обнаружили, что образцы имели высокую кислотность и были бедны на биогенные элементы, которые необходимы для функционирования организмов. При этом напочвенный покров практически полностью восстановился через 45 лет после низовых пожаров.

«Представленные почвенные параметры могут быть использованы в качестве эталонных при оценке возрастающего воздействия пожаров на сосновые леса и подзолы», – рассказал один из авторов исследования, профессор кафедры физики и мелиорации почв факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, в.н.с. Института биологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН Алексей Дымов, руководитель междисциплинарного проекта РФФИ 19-29-05111мк.

В исследовании приняли участие ученые МГУ имени М.В. Ломоносова, Института биологии Коми научного центра (Сыктывкар), Института леса СО РАН (Красноярск), Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН (Пущино).