Российские ученые связали низкий интеллект при аутизме с высокой возбудимостью мозга

Чем ниже интеллект мальчика с аутизмом, тем больше возбудимость его мозга, выяснили российские исследователи из МГППУ и НИУ ВШЭ. Исследование, поддержанное грантом Российского научного фонда (РНФ), было опубликовано в журнале Molecular Autism.

Исследователи изучили работу мозга 49 мальчиков 6–15 лет с аутизмом с IQ от 54 до 128 (нижнее значение соответствует средней степени умственной отсталости, а верхнее — интеллекту чуть выше среднего) и 49 мальчиков без особенностей развития. Как оказалось, у мальчиков с аутизмом и IQ ниже среднего (то есть ниже 85) баланс в коре в целом смещен в сторону возбуждения, а у детей с аутизмом и нормальным интеллектом, по сравнению с обычными детьми того же возраста, преобладало нервное торможение.

«Наши результаты демонстрируют явное отличие в балансе активности нервных клеток у детей с расстройствами аутистического спектра в зависимости от уровня их интеллекта. Это указывает на различие патофизиологических механизмов, а значит, и мишени при разработке лекарств для коррекции поведения будут разными. В этой работе мы сконцентрировались на мальчиках, поскольку у них в четыре раза чаще, чем у девочек, диагностируют аутизм; в дальнейшем мы хотим провести эксперименты на большей выборке и проверить различие между полами», — рассказала Елена Орехова, ведущий научный сотрудник центра нейрокогнитивных исследований МГППУ.

Ранее японские ученые установили, что у мальчиков, которые смотрят телевизор более двух часов в день, риск развития аутизма в 3,5 раза выше, чем у сверстников, не проводящих время перед экраном. Исследователи попросили родителей 84 тыс. младенцев сообщить, как подолгу их дети смотрят телевизор или DVD. В следующие несколько лет ученые проследили, у кого из этих детей был диагностирован аутизм.

Диагноз был поставлен 330 детям до трех лет — 251 мальчику и 79 девочкам. По сравнению с мальчиками, которые не смотрели телевизор, у тех, кто смотрел его менее 60 минут в день, вероятность проявления аутизма в последующие два года была на 38% выше. В 2,16 раза она возрастала для мальчиков, смотревших телевизор до двух часов в день, в 3,48 раза — до четырех часов. Однако у девочек количество проведенного у экрана времени с риском аутизма оказалось не связано.

Ученые предполагают, что дело может быть в электромагнитных волнах — в более ранних экспериментах они влияли на поведение мышей. Однако пока это лишь требующая проверки гипотеза.

«В младенчестве, когда идет активное развитие нервной системы, факторы окружающей среды, такие как электрическая стимуляция через экраны и световая стимуляция зрения, могут влиять на него», — почеркнули авторы работы.

В целом же выводы исследователей сходятся с рекомендациями ВОЗ — детям до года не стоит проводить время перед экраном, да и в дальнейшем взаимодействие с телевизором, компьютером и телефоном не должно быть слишком тесным. Неясно, почему просмотр телевизора не сказался на девочках — однако у мальчиков аутизм в целом диагностируется чаще, и причины этого пока тоже до конца неизвестны.