Ученые выяснили, что отцовские гены заставляют плод извлекать ресурсы из матери

Ученые выяснили, какой механизм регулирует поступление питательных веществ к плоду от матери. Статья об этом опубликована в журнале Developmental Cell.

Ионел Сандовичи и его коллеги из Кэмбриджского университета провели опыты на мышах, в которых изучали влияние разных генов на развитие зародыша в матке.

По мере роста плода, ему требуется все больше и больше питательных веществ, и об этом необходимо как-то сообщить материнскому организму. Питательные вещества поступают в ребенка через плаценту, особый орган, который связан с ним через пуповину и закреплен на стенках матки.

Ученые выяснили, что плод заставляет передавать все больше и больше питательных веществ с помощью вещества IGF2, которое достигает плаценты через пуповину. У людей уровень IGF2 в пуповине постепенно увеличивается начиная с 29 недели и до рождения. Более высокие уровни этого вещества ассоциируются с избыточным ростом плода (что тоже вредно), а более низкие – с недостаточным.

«В ходе своего исследования мы выяснили, что IGF2 действуют как классический гормон – он производится плодом, поступает в его кровоток, затем по пуповине в плаценту, где и работает», – пишут авторы.

С другой стороны, вещество IGF2R уменьшает отдачу питательных веществ. Примечательно, что за производство IGF2 отвечают гены, унаследованные только от отца, а IGF2R – от матери. Иными словами, говорят авторы, отцовские гены хотят извлечь из матери как можно больше ресурсов, но материнские гены противодействуют им, чтобы сбалансировать эти требования.

Ученые надеются, что их исследование поможет врачам нормализовать протекание беременности, чтобы избегать как недостаточного, так и избыточного развития плода.