Россия отозвала свою заявку на статус ассоциированного члена ЦЕРНа. Об этом, как передает Deutsche Welle (организация включена Минюстом в список иноагентов), сообщил представитель этой организации Арно Марсолье.
«В конце прошлого года Россия уведомила о том, что больше не намерена становиться ассоциированным членом», — сообщил Марсолье.
В 2012 году руководство ЦЕРНа уведомило Россию, что в случае желания Москвы стать ассоциированным членом организации, какой имеют Пакистан и Турция, ответ будет положительным. «У ЦЕРН долгая история сотрудничества с Россией и хорошие отношения на всех уровнях. Тот факт, что Россия приняла решение не становиться ассоциированным членом, не меняет того глубокого сотрудничества, которое у нас есть и которое недавно усилилось», — пояснила РИА «Новости» представитель пресс-службы ЦЕРН Софи Тезаури.
По ее словам, решение Москвы никак не повлияет на ее участие в совместных проектах. Тезаури отметила, что вопрос об ассоциированном членстве еще будет обсуждаться.
При этом, по словам Марсолье, в настоящее время совместная работа ЦЕРНа с Россией «сильно как никогда», и решение Москвы об отзыве заявки «не повлияет на текущее сотрудничество» между сторонами.
В настоящее время насчитывается 22 страны-члена ЦЕРН, которые входят в ее совет. Последними странами, получившими членство, стали Израиль и Румыния.
Отказ России от заявки на ассоциированное членство означает, что страна в ближайшие годы оставит за собой статус страны-наблюдателя, который помимо нее имеют США, Индия, Канада и ряд других стран.
По мнению российского физика Андрея Ростовцева, специалиста в области элементарных частиц, решение России об отзыве заявки связано с многократным отказом Совета ЦЕРНа на вступление России в статус ассоциированного члена. При этом у самих отказов, считает он, чисто политические причины.
«Каждый год Советом ЦЕРНа по этой заявке принимается отрицательное решение,
все это перешло в политическую плоскость, из-за того, что мы страна с непризнанными границами. Отозвали заявку, поскольку, как я пониманию, без шансов,
— считает эксперт. – Вклад России в ЦЕРН гигантский, она имеет особое положение. У России, как и у США, есть особая привилегия участвовать в советах ЦЕРНа, которые определяют научную политику, несмотря на то, что это право дается только странам-членам ЦЕРНа».
Ассоциированные страны также имеют право участвовать в этих советах, но они не имеют права голоса.
По мнению эксперта, решение России об отказе в ассоциированном членстве не приведет к серьезным последствиям для сотрудничества ученых.
«Если бы нас приняли в ассоциированные члены, а потом со временем перевели в полноправные члены, это дало бы нам преимущество в плане участия промышленных предприятий в тендерах, однако мы и сейчас в них принимаем участие, заказы из ЦЕРНа продолжают поступать», — считает Ростовцев.
Финансовые вклады в деятельность ЦЕРНа в настоящее время несут полноправные члены организации, ассоциированные – примерно в 10 раз меньше. Вклад России, как наблюдателя, заключается в работе ученых в экспериментах в ЦЕРНе (россияне участвуют во всех четырех экспериментах на Большом адронном коллайдере), и их работу оплачивает Минобрнауки.
Среди российских ученых, сотрудничающих с ЦЕРН – сотрудники большинства крупнейших российских университетов, и профильных институтов Академии наук.
В октябре 2017 года правительство России распорядилось выделить 330 млн рублей на модернизацию детекторов Большого адронного коллайдера (БАК). «Предусматривается также выделить средства в размере 330 млн рублей из резервного фонда правительства России для предоставления субсидии на проведение модернизации детекторов Большого адронного коллайдера Европейской организации ядерных исследований», — говорилось в сообщении.
Выделение средств предусмотрено соглашением правительства и ЦЕРН о научно-техническом сотрудничестве. На сообщение об отзыве российской заявки уже отреагировал и Росатом. Там заявили, что Госкорпорация продолжит поставлять в ЦЕРН необходимое оборудование, и это решение никак не скажется на реализации совместных научных проектов.