Мумии выдали секреты египтян

Ученым удалось расшифровать геном десятков египетских мумий

Анализ ДНК полутора сотен древнеегипетских мумий показал: египтяне были генетически близки жителям Леванта и Европы, а у современных жителей Египта на 8% больше ДНК представителей юга Африки, чем у древних. Причины этого ученым еще предстоит установить, а пока что они доказали, что анализ ДНК мумий, несмотря на многолетний скептицизм в этом отношении, все-таки возможен.

Международная группа исследователей под руководством специалистов из Тюбингенского университета проанализировала ДНК древнеегипетских мумий людей, живших в разные эпохи, начиная со Среднего царства и заканчивая временами господства Римской империи, чтобы узнать, как менялся их геном с течением времени и в зависимости от исторических событий. Хотя ранее мумии не рассматривались как надежный источник для получения генетических данных, ученым удалось получить как частичные, так и полные геномы почти сотни мумий. Результаты работы были опубликованы в журнале Nature Communications.

Египет хорошо подходит для изучения древних популяций — его история богата и хорошо документирована, а географическое положение и взаимодействие жителей с населением прилегающих районов Африки, Азии и Европы делают его весьма динамичным регионом. Генетические исследования могли бы улучшить знания об истории Египта. Однако анализ ДНК мумий проводится редко.

«Горячий египетский климат, высокий уровень влажности во многих гробницах, химические вещества, использованные при мумификации, — все это способствует разрушению ДНК. Поэтому вероятность ее сохранения стоит рассматривать скептически»,

— объясняет ведущий автор исследования Йоханнес Краузе. Кроме того, в XIX–XX веках множество мумий оказалось сильно загрязнено посторонней ДНК из-за неправильного обращения с ними. Поэтому результаты, полученные командой, — это прорыв, который открывает двери для дальнейшего изучения мумифицированных останков.

Ученые работали со 151 мумией, возрастом от 1400 года до н.э. до 400 год н.э., им пришлось потратить значительное количество времени на поиск останков достаточного качества. Они выделяли ДНК из разных тканей, сопоставляли результаты, чтобы исключить возможность ее загрязнения. Таким образом, им удалось частично восстановить геномы 90 мумий, а еще у трех — полностью. Этих данных оказалось достаточно, чтобы проверить гипотезы, выдвинутые на основе анализа географических и исторических данных, а также из исследований современной ДНК.

«В частности, нас интересовали изменения в генетическом составе древних жителей области Абусир эль-Мелек, — говорит Александр Пельцер, один из ведущих авторов исследования. —

Мы хотели проверить, сказалось ли завоевание Александра Великого и других держав на генетическом наследии древнеегипетского населения».

Как показали результаты исследования, древние египтяне были наиболее тесно связаны с древними популяциями в Леванте, а также с неолитическими популяциями с Малой Азии (Анатолийский полуостров) и из Европы. «Генетика сообщества Абусир эль-Мелек не претерпела значительных изменений в течение 1300 лет», — говорит Вольфганг Хаак, один из членов команды. Данные показывают, что у современных египтян в ДНК на 8% больше генов, унаследованных от популяций, населявших юг Африки.

В числе возможных причин этого — возросшая активность перемещения по Нилу, увеличение объемов торговли между египтянами и населением Африки к югу от Сахары и работорговля, начавшаяся примерно 1300 лет назад.

Несмотря на скептицизм относительно возможности надежного восстановления ДНК древнеегипетских мумий и потенциальные сложности, авторы исследования смогли добиться достаточно точных данных. Проделанная работа демонстрирует, что мумии могут быть надежным источником древней ДНК и в значительной степени способствовать более точному пониманию истории населения Египта.