Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Проклятье, этот сукин сын несется на нас!»

40 лет крупнейшей по числу жертв авиакатастрофе на Тенерифе

AP

40 лет назад на Канарах случилась крупнейшая в истории авиации катастрофа — столкновение двух Boeing 747. Как цепочка трагических неприятностей привела к гибели почти шестисот человек, вспоминает «Газета.Ru».

27 марта 1977 года навсегда вошло в историю как черный день гражданской авиации.

В тот день на канарском острове Тенерифе произошло крупнейшее по числу жертв столкновение самолетов в истории, которое унесло жизни 583 человек.

Эта катастрофа стала одним из трагических символов в развитии техники XX века, ярким примером того, к каким последствиям в эпоху огромных скоростей и машин могут привести человеческий фактор и фатальное стечение обстоятельств.

Косвенным фактором, положившим начало трагической цепочке событий, послужил теракт, совершенный в крупнейшем аэропорту Канарских островов Гран-Канария на острове Лас-Пальмас.

Взрыв небольшой бомбы, совершенный террористами «Движения за независимость и автономию Канарских островов», не привел к человеческим жертвам, однако из опасений повторения терактов власти закрыли аэропорт.

При этом единственным аэропортом, способным принимать широкофюзеляжные самолеты, оказался Лос-Родеос в северной части острова Тенерифе. Из-за этого решения аэропорт Лос-Родеос оказался перегружен, в ожидании вылета самолеты многих авиакомпаний вынуждены были часами стоять даже на рулежных площадках. Рейсы KL4805 голландской авиакомпании KLM и PA1736 американской, ныне не существующей Pan American были одними из многих, которым пришлось приземлиться на Тенерифе. Еще одно совпадение — это были два самых крупных на тот момент в мире пассажирских самолета — знаменитые Boeing 747.

В тот день множество самолетов известных авиакомпаний мира приземлялись в этом аэропорту, а местные диспетчеры, отдававшие команды на плохом английском, едва справлялись с работой.

В 15.00 открылся аэропорт Лас-Пальмаса, и в Лос-Родеосе первые самолеты стали выруливать на полосу для взлета. Еще не получив разрешения на взлет, пилот рейса KLM решил воспользоваться задержкой и заправить свой самолет, чтобы сэкономить время в Лас-Пальмасе. Спустя некоторое время пилотам разрешили проследовать до конца 12-й взлетной полосы и ждать разрешения на взлет. В этот же момент погода резко стала портиться, налетевший с моря ветер принес дождевые облака, видимость резко упала.

Пилоты недолюбливают аэропорт Лос-Родеос именно по этой причине: полоса находится между двух потухших вулканов на высоте всего 700 м над уровнем моря, и резкая смена видимости здесь в течение нескольких минут — обычное дело.

Пилоту американского чартерного рейса PA1736, пассажиры которого летели, чтобы пересесть на круизный лайнер, также было предложено следовать по 12-й полосе и сойти с нее на третьем съезде (C-3) налево, чтобы продолжить движение по рулежным дорожкам.

Ван Зантен, командир голландского рейса, спешил: часы показывали уже 17.05, а вылететь из Лас-Пальмаса надо было не позднее 19 часов, иначе — задержка рейса. Второй пилот связался с вышкой: «KL4805. Готовы к взлету».

Диспетчер ответил: «KL4805, после взлета занимайте эшелон 9,0. Правый разворот на курс 040. После прохода ВОР Лас-Пальмаса выходите на связь с диспетчером…»

В это время американский лайнер все еще двигался по полосе, проскочив нужный третий съезд. Его второму пилоту едва удалось вклиниться в разговор голландцев с диспетчерами и сказать: «Мы все еще на полосе Клиппер тысяча семьсот тридцать шесть». Однако его слова наложились на окончание команд диспетчера, который сказал борту KLM: «…будьте готовы к взлету. Я свяжусь с вами, как только освободится ВПП». В кабине голландцев вместо этого услышали треск и не узнали, что на полосе все еще стоит американский лайнер.

Ван Зантен посчитал, что ему дано разрешение на взлет, и, не мешкая, начал разбег.

Уже при разбеге голландский бортинженер Вильям Шредер спросил: «Командир. Они все еще на полосе?» В последний момент перед столкновением второй пилот Pan American Роберт Брэгг увидел огни приближающегося самолета и закричал: «Сворачивай, сворачивай!»

Командир Граббс, тоже увидев их, закричал: «Проклятье, этот сукин сын несется прямо на нас!» Командир голландского лайнера, увидев американца впереди, изо всех сил потянул штурвал на себя, но под завязку заправленная машина отрывалась от полосы с трудом. Оторвавшись на несколько метров, на скорости 265 км/ч KLM врезался в американский лайнер, прорубив в его фюзеляже несколько отверстий.

Через них и удалось спастись некоторым пассажирам экипажа американского самолета.

Wikimedia Commons

От удара стойки шасси KLM отлетели, и самолет рухнул на полосу в 150 м от места столкновения. Взорвались топливные баки, и обломки самолета разлетелись на сотни метров вокруг, загорелся и американский Boeing.

Спасать в голландском самолете было некого. А из 396 человек на борту американского самолета через бреши в фюзеляже удалось спастись 70 пассажирам, уцелел и экипаж Граббса.

Расследование катастрофы продолжалось девять месяцев. Оно показало, что на девятиминутной магнитной ленте не было команды диспетчеров, разрешавшей взлет голландскому экипажу. Главной причиной была названа недисциплинированность и спешка экипажа ван Зантена, решившего взлетать без разрешения диспетчерской службы.

Несмотря на то что голландские власти сначала отрицали вину своего экипажа, в итоге KLM взяла на себя ответственность за катастрофу, согласившись выплатить родным погибших от $58 тыс. до $600 тыс. Одним из результатов расследования стали и меры, принятые на международном уровне Международной организацией гражданской авиации. В частности, после случившегося пилотов обязали вместо кратких ответов диспетчерам «Ok» или «Roger» повторять ключевые требования поступивших указаний.