У татар не нашли общей родины

Ученые не подтвердили гипотезу об общем происхождении всех татар

«Генетические портреты» трех групп татар — крымских, поволжских и сибирских, — созданные по результатам исследования их Y-хромосомы, оказались очень разными. Это не подтверждает гипотезу ученых об общем происхождении всех татар из единой средневековой популяции.

Российские генетики изучили и сравнили «генетические портреты» татар. В исследование были включены три этнотерриториальные группы татар Евразии — поволжские, сибирские и крымские татары.

Статья с результатами работы опубликована в журнале «Вестник Московского университета», серия «Антропология», ее авторы — профессор Елена Балановская (заведующая лабораторией популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра), Анастасия Агджоян (Институт общей генетики РАН) и их коллеги из Харькова, Кемерово, Тобольска.

Народы, называемые татарами, всегда были заметны в многонациональной России, в ее истории. Они широко расселены по территории страны и объединены близкими языками: хотя разные татары говорят на разных диалектах (или на разных языках — об этом лингвисты спорят), но они принадлежат к одной лингвистической группе — кыпчакской подгруппе тюркских языков.

Второе объединяющее начало — исламское вероисповедание (за исключением одной из групп татар Поволжья — православных кряшен). Третье объединяющее начало — что они так или иначе связаны с Золотой Ордой.

У этнонима «татары» причудливая судьба, пишут авторы статьи. Есть гипотеза, что он имеет китайское происхождение:

китайцы называли «да-да» или «та-та» одно из племен, жившее на границе современных Монголии и Китая.

Хотя это племя было почти целиком уничтожено Чингисханом, его имя оказалось перенесено на всех монголов и тюрков-кочевников, входивших в состав монгольских войск. Возможно также, что в восприятии европейцев слово «татары» ассоциировалось с древнегреческим словом Τάρταρος (Тартар, ад), отчего этим словом в Европе называли вообще всех восточных варваров.

На большинстве европейских карт все земли, подвластные Золотой Орде, включая Русь, назывались Тартарией или Татарией. Затем этноним «татары» остался за всеми тюрками Восточной Европы, Кавказа, Урала, Западной и Средней Сибири. В русских летописях татарами назывались все мусульманские народы.

Есть несколько гипотез о генетическом происхождении разных групп татар. Согласно одной популярной гипотезе, это осколки генофонда некогда единой средневековой общности, а Золотая Орда была не только первоначальным государством всех татар, но некой генетической общностью.

Согласно другой версии, булгаро-татарской, генофонд татар Поволжья восходит к генофонду Волжской Булгарии, и тогда оказывается, что разные группы татар Евразии формировались в разных регионах на основе генофонда местного населения, которое заимствовало тюркский язык и культурные особенности кочевников.

Один из способов реконструировать генетическую историю татар — это исследование генофонда всех трех групп татар одними и тем же инструментами генетики для полной сопоставимости. До сих пор генетиками исследовались только отдельные популяции, да и то фрагментарно, но никогда не сопоставлялись генофонды татар в пределах всей Евразии.

Генетические «пироги»

Обследование генофондов крымских, поволжских и сибирских татар проводилось с 2006 по 2014 год в ходе комплексных экспедиций разных коллективов — Медико-генетического научного центра и Института общей генетики (Москва), Харьковского и Кемеровского университетов, Тобольского пединститута, — но по единой технологии под руководством д.б.н. Елены Балановской. В выделенных из крови образцах ДНК изучали Y-хромосому, ее изменчивые участки, отличающиеся по одному нуклеотиду (это называют однонуклеотидным полиморфизмом, SNP).

С помощью специальных молекулярных зондов определяли пятьдесят таких изменчивых точек в каждой Y-хромосоме. Затем полученные результаты сравнивали с базой данных Y-base, разработанной под руководством д.б.н. Олега Балановского.

Генетические варианты Y-хромосомы, гаплотипы, объединяются в группы вариантов, имеющих общее происхождение, — гаплогруппы. Они широко используются генетиками при исследовании разных популяций. Y-хромосома удобна тем, что передается только по одной линии, от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от всех других предков.

Благодаря этому Y-хромосома, во-первых, «сохраняет память» о всех событиях, а во-вторых, позволяет очень четко фиксировать различия между разными популяциями.

Определив разнообразие Y-хромосомных гаплогрупп в разных этнотерриториальных группах, генетики создали «генетические портреты» крымских, поволжских и сибирских татар. Они выглядят как разделенные на сегменты пироги, где каждый сегмент обозначает долю какой-либо гаплогруппы в генофонде данной популяции.

С первого взгляда видно, что «генетические портреты» разных татар не похожи друг на друга. В генофонде крымских татар высока доля (около половины) «южных» гаплогрупп Y-хромосомы, которые берут начало в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, небольшая доля «восточных» и остальное приходится на «паневразийские» гаплогруппы R1a и R1b.

У поволжских татар разнообразие меньше, наиболее высок вклад гаплогрупп, распространенных в Восточной Европе и Приуралье. А группа сибирских татар оказалась наиболее генетически разнообразна. Около четверти в их генофонде составляет доля «сибирских» гаплогрупп, более трети приходится на «паневразийские», для отдельных субэтносов сибирских татар — ялуторовских и бухарцев — характерен юго-западный след.

Генетическое разнообразие сибирских татар подробно разбирается в другой статье, в журнале «Молекулярная биология» (первый автор Анастасия Агджоян), где показано, как их «генетический портрет» распадается на несколько разных уже на следующем, более детальном уровне.

Нет единого происхождения

Генофонд трех изученных групп татар авторы разместили в генетическом пространстве Евразии. А именно: посмотрели их положение на графике, где разные популяции образуют группы — кластеры — в соответствии с их генетическим сходством. Оказалось, что только поволжские татары вошли в уже сформированный урало-каспийский кластер (вместе с башкирами, караногайцами и кубанскими ногайцами).

А крымские и сибирские татары оказались настолько своеобразны, что не вошли ни в один из «готовых» кластеров. Крымские татары расположились сразу между тремя кластерами — средиземноморским, северокавказским и урало-каспийским. Сибирские татары также разместились между тремя кластерами — сибирским, урало-каспийским и северокавказским.

«То, что генофонды разных групп татар оказались так далеки друг от друга в пространстве Евразии, говорит об отсутствии у них единого генетического происхождения, — объясняет Анастасия Агджоян, один из авторов статьи. — Речь идет именно о биологическом происхождении группы, которое формирует структура браков внутри нее. Иными словами, генофонды современных групп татар нельзя считать «осколками мозаики» — генофонда когда-то единой общетатарской популяции,

это, скорее, «галерея» разных генетических портретов».

Другая версия происхождения татар — от средневекового восточно-монгольского племени — также не находит генетических подтверждений: генофонды всех изученных популяций очень далеки и от монголов, и от других популяций Центральной Азии.

В каждой группе татар исследователи выявили нескольких генетических пластов, что говорит об образовании из нескольких источников. Так, в генофонде крымских татар смешались два генетических потока: «южный», принесенный из Восточного Средиземноморья, предположительно, в античные и Средние века, и «восточный», принесенный кочевниками из степной полосы.

Генофонд татар Поволжья говорит о сохранении дотюркского (или во всяком случае дозолотоордынского) генетического компонента и тяготеет вовсе не к востоку или к югу, а к северо-западу Евразии. Что же до сибирских татар, то их генетическое разнообразие высоко даже по сибирским меркам; очевидно, генофонды разных групп сибирских татар складывались каждый по-своему.

Так что объединенные языком, религией и культурой татары Евразии генетически совсем не едины, а очень и очень различны.