Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Очень важно писать не только о важных для человека открытиях»

Как на Западе борются с лженаукой

Евгений Базаров 21.05.2016, 18:47
Wikimedia Commons

Эволюционный биолог и популяризатор науки Оливия Джадсон, которая будет выступать 22 мая на фестивале Политеха, рассказала «Газете.Ru» о том, как на Западе борются с лженаукой.

— Оливия, добрый день! Мой первый вопрос — борются ли в англоязычных странах с лженаукой, и если да, то как это происходит?

— В англоязычных странах, таких как США и Великобритания, есть научные журналисты и писатели, которые посвящают огромное количество времени борьбе с лженаукой. Например, британский врач Бен Голдакр, который известен колонкой «Bad Science» («Плохая наука») в газете The Guardian, выпустил одноименную книгу (на русский язык переведена как «Обман в науке». — «Газета.Ru»). В своей колонке Бен разбирает обман в научных публикациях.

А несколько лет назад научно-популярный писатель Симон Сингх опубликовал книгу под названием «Лекарство или обман? Суд над альтернативной медициной» (в данный момент переводится на русский язык. — «Газета.Ru»), в которой он разбирает разные формы «нетрадиционной медицины», чтобы увидеть, какие из них имеют научную основу, а какие нет. Например, Симон выясняет: может ли зверобой лечить депрессию? Работает ли гомеопатия?

А вот писатель Фрэнсис Вин вступил в схватку с лженаукой, написав книгу «Как Мумбо-Юмбо покорило мир».

У нас также функционируют разные организации, которые целенаправленно борются с лженаукой: в Лондоне работает Sense About Science — организация, которая публикует брошюры, объясняющие научные вопросы для широкой публики.

— Есть ли у вас проблема лженаучной литературы под вывеской научпопа?

— Псевдонаука повсюду, но я не думаю, что она прячется под вывеской научпопа. По крайней мере в изданиях, для которых я писала — The New York Times, The Economist и National Geographic, такого нет. Зато с псевдонаукой можно столкнуться на некоторых телеканалах, особенно в США.

— Что бы вы посоветовали российским популяризаторам — каких ошибок избегать?

— Я бы посоветовала российским популяризаторам продолжать заниматься тем, чем они занимаются! Еще я бы посоветовала не писать только на «человечные» темы. Сейчас людям интересно то, что происходит в природе, в галактике, во Вселенной.

Очень важно писать обо всех интересных (а не только полезных для человека) открытиях.

— Какой формат популяризации науки сейчас наиболее востребован? Блоги, видео, лекции, подкасты, инфографика?

— Мода на те или иные форматы научной популяризации приходит и уходит, и каждый новый формат дополняет предыдущий. Тем не менее в настоящее время есть место для любого научно-популярного формата. Лично я обожаю короткие видео, которые дают ответы на сложные вопросы. А еще я очень люблю читать научно-популярную литературу.

А вот мой парень любит лекции и разные подкасты.

Музеи, такие как ваш Политехнический или наш Музей естественной истории Лондона, также являются прекрасным способом для популяризации научных знаний. В общем, поскольку у всех людей разные вкусы и предпочтения, здорово, что существует огромное количество форматов популяризации!

— Есть ли у западных ученых проблема: либо занятия наукой, либо популяризация? В России популяризация — удел энтузиастов. А как у вас?

— На Западе ученые могут одновременно заниматься и наукой, и ее популяризацией. Например, некоторые ученые пишут книги или ведут блоги (однако не все ученые — хорошие писатели), а иногда снимают видео о своей работе.

Кроме того, существуют научные журналисты, писатели, радиоведущие и телеведущие, которые играют важную роль в популяризации.

Иногда научный журналист приглашает ученого, чтобы поговорить о его деятельности для широкой аудитории.

— Можно ли с помощью популяризации науки исправлять недостатки образовательной системы?

— Я не думаю, что популяризация науки устранит все дыры в системе образования. Однако люди все больше будут вдохновляться открытиями, они будут становиться все любопытнее. Я надеюсь, что это любопытство приведет к тому, что люди станут начитаннее и образованнее.