Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Везувий разрушил водопровод

Как извержение Везувия повлияло на древнеримский водопровод

Кристина Жукова 17.05.2016, 14:33
Римский акведук Mike Bear
Римский акведук

О том, как извержение Везувия повредило древнеримскую систему водоснабжения, почему ученые узнали об этом только сейчас и сколько лет римляне строили новый водопровод, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Римская система водоснабжения — одна из древнейших в мире. Так, построенный между VI и VII веками до н.э. канал под названием Cloaca Maxima до сих пор функционирует в качестве ливневой канализации. В I веке до н.э. император Август начал благоустраивать канализацию и расширять строительство акведуков. В итоге был построен древнейший акведук западного Рима — Аква Августа.

Он снабжал водой восемь или девять городов и множество деревень Неаполитанского залива. Суммарная длина канала (вместе с отходящими от него ветвями) составляла 140 км.

Строительство этой локальной сети было необходимо Августу, чтобы обезопасить водоснабжение Кампании — стратегически важного региона. В это время устанавливался принципат (форма правления, сочетавшая монархические и республиканские черты) и политическая обстановка не была спокойной. Августу было важно снабдить водой морские и коммерческий порты, города и деревни римлян.

Однако в августе 79 года н.э. произошло извержение вулкана Везувия. Оно уничтожило три неаполитанских города: Помпеи, Геркаланум и Стабии.

Извержение длилось около суток, и, по мнению ученых, выделившаяся при этом энергия была больше, чем при взрыве атомной бомбы над Хиросимой.

До сегодняшнего дня оставался открытым вопрос о том, какой ущерб нанес вулкан неаполитанским акведукам. Ученые из Франции, Великобритании и Италии поставили точку в многолетних спорах, проведя изотопный анализ отложений. Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые измерили соотношение изотопов свинца (Pb) в отложениях той эпохи (свинец выделяется при извержении вулканов). Образцы для исследований отбирались из археологических разрезов в Неаполитанском заливе. Всего исследователи собрали 61 образец породы, которые располагались на расстоянии девяти сантиметров друг от друга (вглубь почвы). Толщина изученных отложений составила пять с половиной метров. По словам ученых, отложения в прямом смысле слова «записали» историю этих мест, продемонстрировав, что после извержения вода в системе водоснабжения была загрязнена, а сама система — повреждена.

Ученые нашли три возможных варианта того, как именно вулкан повлиял на канализацию.

Во-первых, еще до извержения поднятие грунта на склонах вулкана могло деформировать Аква Августу. Во-вторых, акведук могли погубить землетрясения. Несмотря на то что Неаполитанский залив не находится в сейсмически опасной зоне, письменные свидетельства Плиния-младшего говорят, что за несколько дней до извержения неоднократно происходили подземные толчки. В-третьих, тонкие частицы пыли после извержения Везувия могли попасть в канал через открытые участки и вызвать загрязнение — в Аква Августе не была предусмотрена система очистки.

В результате сравнения отложений, взятых из разных мест, выяснилось: примерно в 94 году, через 15 лет после катастрофы, изотопный состав породы, которая находится над той, что относится к периоду извержения Везувия, резко изменился. По мнению ученых, это означает, что

жители города просто «переключились» на другой, новый водопровод, который строился в течение всего этого времени, — началась эта работа, по всей видимости, сразу после извержения.

На протяжении же 15 лет старый поврежденный водопровод продолжали использовать.

Исследование изотопного состава отложений, которые относятся к более поздним периодам, показало, что система городского водоснабжения постепенно разрасталась вплоть до начала V века. После этого многочисленные факторы, такие как войны, природные катастрофы, а также местные экономические и социальные проблемы привели к постепенному упадку водопровода.