Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бьют не только яйца

Что не дает католикам и православным воссоединиться в Пасху

О том, почему православные и католики отмечают Пасху в разные дни, как ученые пытаются решать споры верующих, над чем смеялись на праздничных мессах и при чем здесь Михаил Булгаков, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Христианская церковь расколота не только в пространстве на западную и восточную, но и во времени, отмеряя дни по юлианскому и григорианскому календарям. Именно от календаря зависит вычисление дня Пасхи. В 2016 году православные христиане отмечают Воскресение Христово 1 мая. Католики же отпраздновали светлый день еще 27 марта.

День празднования Пасхи ежегодно определяется по особой системе расчета, которая называется пасхалия, но всегда попадает в интервал с 4 апреля по 8 мая у православных христиан и с 22 марта по 25 апреля у католиков. Этот период задан издавна существующим непреложным каноном: праздник должен следовать за еврейским Песахом в первое воскресенье после полнолуния. Связь с Песахом не случайна, о чем свидетельствует само название христианского праздника: «Пасха» — измененная форма слова «переход» на иврите. Песах, который в этом году выпал на 23 апреля, — памятный день освобождения израильского народа от египетского рабства.

Кроме того, ветхозаветный праздник считался прообразом Воскресения Христова в новой эре.

Определять дату праздника христиане научились еще в первых веках, а вот точная математическая формула была разработана только в 1800 году величайшим математиком Карлом Гауссом.

Как Пасха обернула ход времени

Дата празднования одного из главных праздников, символа торжества веры, поделила христиан на два лагеря сразу же после начала распространения новой религии. Изначально западные христиане, проживавшие на территории Римской империи, праздновали Пасху в первое воскресенье после предполагаемой Страстной пятницы. Жители Востока, подобно евреям, отмечали праздник 14-го числа месяца нисана, который выпадает на числа нынешних марта и апреля. Месяц нисан считался первым в году и знаменовал пробуждение природы и появление новой жизни. Отсчет года от начала весны — общая черта многих народов. Так и на Руси с X и до XV века новый год начинался с первого дня первого весеннего месяца.

Свое желание солидаризироваться с народом Израиля восточные христиане объясняли тем, что именно накануне 14-го дня нисана Иисус Христос собрал учеников на Тайную вечерю. События самого дня художественно переданы в так называемых ершалаимских главах знаменитого романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…»

На Римском соборе 196 года папа Виктор I попытался закрепить единый день празднования Пасхи по западному обычаю в воскресенье. Однако к этому варианту так и не удалось прийти: восточные христиане из Малой Азии отвергли предложение папы, оставшись верны собственной традиции.

В 325 году император Константин созвал I Вселенский собор в городе Никея, который располагался на территории современной Турции. Для решения вопросов по унификации обрядов и установления единого канона в Никею съехались епископы из разных местностей, где существовали христианские церкви. Одним из итогов собора стало определение дня празднования Пасхи, одинакового для всех христиан. Константин повелел отмечать светлый праздник в первое воскресенье после полнолуния, наступающего за весенним равноденствием 21 марта.

Новый виток разногласий из-за дня празднования Пасхи развернулся уже после официального раскола христианства на католицизм и православие. В 1582 году папа Григорий XIII провел реформу календаря, который позже стал именоваться в его честь. В XVI веке с обретением более точных приборов астрономы заметили, что в юлианском календаре несовпадение между фактическим и климатическим годом больше, чем считалось ранее. Это означало, что весеннее равноденствие наступало позднее реального. Заново рассчитав разницу, они заключили, что каждые 128 лет накапливаются целые сутки. К тому времени с момента введения юлианского календаря в 46 году до н.э. образовалось 13 лишних дней. На основе этого папа постановил вновь вернуться к привычной дате весеннего равноденствия.

На следующий год в Константинополе собрались патриархи восточных церквей, которые решили не признавать решений папы Римского, а новый календарь предать анафеме.

Свой выбор они обосновали тем, что в соответствии с григорианским календарем в некоторые годы христианская Пасха может наступить раньше Песаха, что считается недопустимым. Такая ситуация действительно наблюдается до сих пор: например, в этом году католики отметили Воскресение Христово почти на месяц раньше, чем иудеи Песах.

Ученые мужи и духовные дела

Уже в наши дни разрубить гордиев узел в спорах о дате Христова Воскресения попытались ученые. В 2011 году физик, профессор Кембриджского университета Колин Хамфрис издал книгу «Загадка Тайной вечери», где на основе исследований исторических текстов и записей астрономов старался доказать, что последняя трапеза Христа с учениками была не в четверг, а в среду. Также он вывел точную дату события — 1 апреля (по юлианскому календарю) 33 года, соответственно, воскрес Христос 5 апреля.

Хамфрис предложил всем верующим установить первое воскресенье после вычисленной даты как единый день Пасхи, к чему христиане так и не прислушались.

Тем не менее в некоторых странах христиане ужа давно пошли друг другу на уступки, чтобы иметь возможность встречать праздник в один день. К примеру, православные в Финляндии отмечают Пасху по григорианскому календарю, а на греческом острове Сирос, напротив, католики принимают дату православных христиан. Также случается, что дата католической и православной Пасхи совпадает. Например, в следующем году все христиане смогут поздравить друг друга в один день — 16 апреля.

Бьют не только яйца, но и друг друга

За долгое время существования христианства католики, а с ними и протестанты успели создать собственные пасхальные традиции. В XV веке в Баварии появился обычай веселить прихожан на праздничной мессе.

Священник вставлял в проповедь смешные истории — например, как дьявол не пускал Христа, который спустился в ад за грешными душами.

Такие импровизации священнослужителей просуществовали недолго и были запрещены в XVII веке. Также когда-то в немецком городе Ноймарк только в Светлое Воскресенье мужья имели официальное право побивать своих жен кнутом, а дамы потом могли отплатить им тем же.

Загрузка