Мумия раскрыла тайну убитого оленя

Ледяной человек Отци помог ученым все понять про генетику благородных оленей

Изучив ДНК оленя, убитого тирольским ледяным человеком Отци, генетики установили, что благородный олень, живший в итальянских Альпах пять тысяч лет назад, и его современные родственники принадлежат к разным популяциям. Причиной этого могло стать похолодание и связанные с ним миграции животных.

Благородный олень (Cervus elaphus) — вид из семейства оленевых, включающий в себя более 15 подвидов. Среди них можно назвать европейского и кавказского оленей, марала, вапити, изюбря. Отличительной чертой благородных оленей является наличие массивных рогов с большим количеством отростков.

Ареал обитания животного достаточно велик: его можно встретить в Европе, Центральной Азии, Северной Америке и Северной Африке. Олени предпочитают широколиственные, субтропические и таежные леса, а также горные альпийские луга.

Обширная территория проживания, колебания климата, изменение человеком естественной среды обитания оленей — все это повлияло на формирование разных популяций животных, которые уже в течение долгого времени являются предметом исследования ученых.

Основываясь на исследованиях митохондриальной ДНК, ученые обычно выделяют три генетически различных популяции благородных оленей: гаплогруппы А, В и С.

Животные, входящие в эти группы, отличаются по месту обитания: представители гаплогруппы А проживают в Западной Европе, гаплогруппы В — в Сардинии и Африке, гаплогруппы С — в Восточной и Центральной Европе. Отдельному изучению подвергался генетический материал оленей из Норвегии и Ирландии.

Ученые из Италии и Дании под руководством Кристины Оливьери (Университет Камерино) провели исследования ДНК благородного оленя, жившего в итальянских Альпах 5 тыс. лет назад.

Это первый древний генетический материал жившего в Италии оленя.

Результаты показали: в отличие от своих современных родственников, принадлежащих к гаплогруппе С, ДНК животного медного века соответствует гаплогруппе А. С полным отчетом о работе ученых можно ознакомиться в журнале PLOS One.

Шерсть благородного оленя, из которой генетики извлекли ДНК, была получена с одежды Отци (Эци, Тирольского ледяного человека) — мумии, обнаруженной в 1991 году в Тирольских Альпах на леднике Симилаун. Возраст мумии составляет около 5300 лет. Тело человека, его одежда и снаряжение из-за оледенения сохранились очень хорошо.

В распоряжение ученых попала шерсть оленя, а также четыре кончика оленьих рогов, обнаруженных в колчане Отци.

Скорее всего, кусочки рога использовались в качестве инструмента для снимания шкуры с убитых животных.

Группа Кристины Оливьери, учитывая все повреждения генетического материала, которые могли произойти за 5 тыс. лет, провела секвенирование ДНК, построила филогенетическое дерево, отражающее взаимосвязи между разными видами животных, и выяснила: живший в медном веке олень принадлежал к гаплогруппе А, в отличие от своих современных сородичей, относящихся к гаплогруппе С. Ученые также сравнили ДНК древнего животного с ДНК оленей, живущих в настоящее время в лесу Мезола (Италия), чье место на генетическом дереве пока точно не установлено.

Определить, к какой гаплогруппе — А или С — принадлежат эти олени, так и не удалось.

Генетическую разницу между древними и современными оленями Италии исследователи объясняют изоляцией популяций, вызванной резким похолоданием (25–18 тыс. лет до н.э.) и последующей миграцией. После похолодания благородные олени сохранились на Иберийском, Апеннинском и Балканском полуостровах, в конце XVI века животные обитали в Сардинии и на Апеннинском полуострове. Постепенно, из-за истребления человеком и дефорестации, олени исчезали с Альпийских и Апеннинских гор.

К концу XIX века популяции животных этого региона сохранились лишь в лесу Мезола, дельте реки По и Сардинии.

Кристина Оливьери подчеркивает: проведенное ее группой исследование чрезвычайно важно для понимания процессов формирования популяций благородных оленей, образования их разных видов. Тем не менее у ученых остается еще много вопросов, в частности, о месте оленей из леса Мезола в генетической системе вида, о взаимосвязях между оленем медного века, жившего в Альпах, и современными животными. Именно поэтому исследователей ждет долгая работа по изучению ДНК благородных оленей.