Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Куфия и флаг

Исполняется 50 лет Организации освобождения Палестины

28 мая 1964 года была создана Организация освобождения Палестины (ООП). Эта структура сделала Палестину и палестинцев символами борьбы за свободу и добилась в итоге определенных результатов — создания автономии в Газе и на Западном берегу реки Иордан. Но использование террора как метода привело к отчуждению палестинцев от израильтян и к тому, что палестинцев во всем мире стали считать террористами.

28 мая исполняется 50 лет Организации освобождения Палестины (ООП) — одной из самых заметных и противоречивых организаций третьего мира.

Территория между Средиземным морем и рекой Иордан находилась под контролем разных государств в период ее истории. Начавшееся в XIX веке движение за репатриацию евреев в библейские места заметно изменило этническую карту Палестины, где в это время преобладало арабское население.

После оформления в конце XIX века политического течения сионизма идея о создании «национального очага» еврейского народа была воспринята значительной частью диаспоры. Ее поддерживали и некоторые политики — в 1917 году министр иностранных дел Великобритании Альфред Бальфур выступил с декларацией, в которой заявил, что «Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели».

Стоит отметить, что декларация была опубликована в том же номере газеты Times, где было опубликовано сообщение об Октябрьской революции в России.

Однако после 1918 года — конца Первой мировой войны и поражения в ней Турции — Палестина стала подмандатной территорией Великобритании. В ней продолжались межнациональные столкновения, появились террористические организации.

После Второй мировой войны на территории Палестины начали активно действовать сионистские террористические организации, которые под предлогом защиты еврейских поселенцев от арабов занимались убийствами англичан, которых считали нелегальными оккупантами.

Самой крупной акцией этих террористов стал подрыв гостиницы «Царь Давид» в 1946 году, в результате которого погиб 91 человек. Тогда в здании располагался штаб британской администрации в Палестине, а теракт стал ответом на рейд британской армии по кибуцам, во время которого были задержаны более 1 тыс. евреев, а также конфискован обширный арсенал оружия.

В конце концов Организация Объединенных Наций приняла решение о разделе Палестины на два государства — еврейское и арабское. К тому времени в страну прибыло много беженцев: евреев из Европы, спасавшихся от холокоста.

Однако план ООН не был реализован — началась арабо-израильская война, в которой участвовали не только вооруженные еврейские и арабские отряды, но и регулярные армии Египта, Йемена, Ливана, Саудовской Аравии, Сирии, Трансиордании.

Ее последствия были особенно тяжелы для арабского населения Палестины — от 0,5 млн до 1 млн арабов были вынуждены покинуть свои дома. Почти половина территории, предназначавшейся для арабского государства, была оккупирована Израилем. Арабское население Израиля стало гражданами «с оговорками», что не способствовало межнациональному миру.

При этом оставшиеся под контролем Египта и Иордании территории (город Газа с округом и то, что сейчас называется Западным берегом реки Иордан) не превратились в независимое арабское государство. Более того, Каир и Амман военным путем подавляли выступления палестинцев.

Однако поражение в войне, появление проблемы беженцев (оказавшиеся в лагерях вынужденные переселенцы ни в Иордании, ни в Ливане, ни в Сирии местного гражданства не получили) кристаллизовали палестинскую общность. В 1964 году в Каире на встрече Лиги арабских государств обсуждался вопрос о Палестине. Там была принята Палестинская хартия, в которой говорилось, что «Палестина является неотъемлемой частью великой арабской Родины (الوطن العربي)». Более того, уже тогда Палестина и ее освобождение рассматривалось как общее дело всего арабского мира (ст.14: «судьба арабского народа и само его существование зависят от судьбы арабского народа Палестины»), а способом освобождения станет «вооруженная борьба» (ст. 15).

Тогда же было объявлено о создании Организации освобождения Палестины (ООП), главой которой стал Ахмад Шукейри. Ее первый съезд прошел в Восточном Иерусалиме.

Шукейри был радикален — он призывал «сбросить Израиль в море», но был ярким оратором. Любопытно, что он встречался с Никитой Хрущевым, а последний даже приглашал Шукейри в Москву.

Организация придерживалась просоветских взглядов, избрав вооруженную борьбу как главный способ решения своих задач. Но в 1967 году ситуация ухудшилась: после Шестидневной войны Газа и Западный берег были оккупированы Израилем. Голанские высоты и Восточный Иерусалим были аннексированы, то есть местные жители могли получить израильское гражданство.

ООП в итоге объединила несколько группировок: националистическую, но подчеркнуто светскую партию ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины), левые — Демократический фронт освобождения Палестины и Народный фронт освобождения Палестины — и несколько группировок, которые после 1967 года перешли от практик «партизанской войны» к практикам террора. Классическим методом палестинцев стал авиаугон.

Наверное, самой известной акцией такого рода стал угон самолета группой Лейлы Халед, которая заставила летчика совершить облет палестинских территорий.

В лагерях для подготовки этих групп появлялись интересные гости: так, например, Андрес Баадер и его соратники по левой немецкой террористической группировке «Фракция Красной армии» проходили там боевую подготовку.

Примечательно, что в оригинале по-арабски аббревиатура Движения за национальное освобождение Палестины (حركة التحرير الوطني الفلسطيني), которое изначально и возглавил Ясир Арафат, пишется как »حَتْفٌ» (гибель, поражение). Из-за этого палестинцы сокращенно называют свою организацию »فَتْحٌ», что переводится как «победа».

Однако в 1970 году отношения между палестинцами и Иорданией ухудшились. В сентябре конфликт между ними привел к военным действиям, в ходе которых от 3 тыс. до 10 тыс. человек погибли, а 150 тыс. палестинцев снова стали беженцами. В то же время палестинцев решил поддержать тогдашний президент Сирии Хафез Асад и даже направил им танки, однако те потерялись в пустыне и не смогли вовремя прийти на помощь.

Стоит заметить, что ООП признавала не все террористические акции палестинцев. Так, атаку на израильских олимпийцев в Мюнхене провела группировка «Черный сентябрь», и организация отмежевалась от этой акции.

ООП после войны с Иорданией нашла пристанище в Ливане. Юг этой страны стал полунезависимой территорией, где шла постоянная война — между палестинскими отрядами, местными ливанскими силами, в частности, отрядами арабов-христиан (маронитов), а также израильской армией (так как с юга Ливана шли террористические атаки на северные города Израиля — Кирьят-Шмона, Маалот, Нагарию). В 1982 году началась война в Ливане.

Широкомасштабная операция армии Израиля привела к оккупации юга Ливана и многочисленным жертвам.

Символом ливанской трагедии стали лагеря беженцев Сабра и Шатила, уничтоженные отрядами ливанских христиан. Израильское общество всколыхнули дискуссии: могла ли армия вмешаться и остановить резню?

Для ООП война в Ливане стала причиной нового переезда организации — теперь в Тунис. ООП продолжала напоминать о себе, в том числе и на дипломатическом фронте, хотя лидером организации с конца 1960-х был Ясир Арафат, всегда одетый в военную форму. Его куфия стала символом борьбы — причем не только в арабском мире.

В то же время его соратники не были готовы к мирному диалогу. Среди них был, например, глава военного крыла ФАТХ Абу Джихад. Однако вмешались израильские спецслужбы: Абу Джихад и ряд наиболее радикальных палестинских деятелей были ликвидированы после того, как ООП взяла ответственность за захват автобуса с работниками атомной станции в Димоне.

Примечательно, что до этого Израиль придерживался практики, согласно которой лидеры ООП обладали неприкосновенностью.

А оставшиеся представители палестинского движения были готовы к компромиссам. ООП могла себе это позволить: по данным опросов, в августе 1986 года 93,5% палестинцев считали эту организацию своим представителем. В 1988 году Палестинский национальный совет (парламент «в изгнании») принял декларацию независимости государства Палестина, в которой признал резолюцию ООН о разделе Палестины на два государства. Дополнительным фактором стала интифада — массовое протестное движение, которое развернулось именно на оккупированных территориях: в Газе и на Западном берегу.

В результате в начале 1990-х мир переживал эйфорию: длительный конфликт вот-вот разрешится. Представители ООП и Израиля подписали ряд договоров, предусматривавших создание будущего палестинского государства на территориях, оккупированных в 1967 году.

В 1994 году Ясир Арафат переехал в Газу, а осенью — вместе с израильтянами Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом — получил Нобелевскую премию мира. Однако после того как премьер-министр Израиля Рабин был убит радикально настроенным израильским студентом, дипломатические успехи пошли на спад.

ООП в середине 1990-х, по сути, растворилась в создаваемой Палестинской национальной администрации — будущем палестинском государстве. Однако основная часть организации — партия ФАТХ — не смогла объединить всех палестинцев. Многие из них разочаровались в умеренности фатховцев и стали поддерживать исламских радикалов из партии ХАМАС. Хотя формально деятельность ООП продолжается и по сей день.

Впрочем, ООП, как считает историк Г.Г. Косач, свою задачу выполнила: «были демаркированы границы Западного берега реки Иордан и сектора Газа — тех палестинских регионов, где возникла автономия». ООП позволила палестинскому обществу, оставшемуся в Палестине, стать «центральным звеном, определяющим деятельность... диаспоры».

Палестинская борьба стала символом, равным Че Геваре, — четырехцветный флаг используют многие организации и сообщества левых взглядов (например, болельщики шотландского «Селтика»).

В Газе существует даже PLO Shop (магазин ООП), продающий многочисленные вещи с символикой Палестины.

Однако оборотной стороной деятельности организации стал террор, зачастую из средства превращающийся в цель. Безальтернативность таких мер приводила к взаимному отчуждению общин, а палестинец начал ассоциироваться с террором — не только в Израиле, но и в других обществах.

Загрузка