Ледоколы — специализированные самоходные суда, используемые для навигации в замерзающих бассейнах. Ледоколы разрушают лед массой собственного корпуса, «наползая» наклонной носовой частью на кромку льда. Преодолевать ледовые поля кораблю помогают усиленный корпус, защищающий судно от бокового сжатия, особая «ледокольная» форма носовой части и мощная (в наши дни атомная или дизельная) энергетическая установка.
«М-образная» корма дает современным ледоколам тянуть суда «на усах», когда нос буксируемого корабля размещается в углублении кормы ледокола.
Первым самоходным судном, предназначенным для преодоления ледовых заторов, был построенный в 1837 году в США деревянный колесный пароход «City Ice Boat No. 1». Всего к концу XIX века в мире насчитывалось около 40 ледоколов, большую часть из них составляли небольшие буксиры, паромы, ледоколы для проводки судов в устьях рек, каналов и бухтах. Эти ледоколы имели длину до 45 метров и мощность паровой установки до 1300 л.с.
История мирового арктического ледокольного флота берет свое начало в 1898 году. В тот год по заказу российского правительства на английской верфи Armstrong Whitworth был построен и спущен на воду первый арктический ледокол современного типа «Ермак». Своим появлением «Ермак» обязан крупному военно-морскому деятелю, полярному исследователю, вице-адмиралу Степану Макарову. «Ермак» произвел революцию в мировом ледоколостроении, он отличался размерами, мощностью, числом винтов, а его форма отлично сочетала высокие ледокольные и ледорезные качества.
Такой «русский» тип ледоколов получил свое развитие в построенных во время Первой мировой войны Россией на зарубежных верфях ледоколах «Красин», «Степан Макаров», «Добрыня Никитич» и других.
В эпоху пара на ледоколах применялись паровые поршневые машины. Важным событием в развитии мирового ледокольного флота стала постройка в Швеции в 1932 году первого дизель-электрического ледокола Имер. Применение электрической тяги повысило мощность, маневренность и тактические свойства ледоколов. В 1953 году на финской верфи был построен ледокол Voima, на котором впервые установили два носовых винта. Судно послужило прототипом для последующих ледоколов многих североевропейских стран. Носовые винты хорошо зарекомендовали себя в годовалых льдах, толщина которых не превышает 30 см. Практика показала, что носовые гребные винты бесполезны в районах Арктики и Антарктики, где лед слишком толстый и твердый.
Пожалуй, важнейшей вехой в мировом ледоколостроении стала постройка в 1959 году в СССР первого в мире ледокола с атомной энергетической установкой «Ленин».
На таких судах атомный реактор является источником тепла для генерации пара, который приводит в движение турбины. Использование атомных ледоколов выгодно, когда ледокол большую часть времени работает вдали от баз, например — в удаленных районах Арктики. Сегодня дизельные ледоколы различных классов имеются в распоряжении таких стран, как Канада, США, Финляндия Швеция, Дания, Япония и даже Аргентина.
Ледоколостроению каждой страны присущи специфические черты, определяемые природными условиями, а также хозяйственно-экономическими задачами ледокольного плавания. Создание уникальной группировки атомных ледоколов и потребность в круглогодичном поддержании Северного морского пути сохранило за СССР, а затем и за Россией статус лидера арктического ледоколостроения.
Несмотря на более или менее удачные попытки других стран создать коммерческие атомные суда (такие атомоходы были построены в США, Германии и Японии), в XXI веке Россия остается единственной в мире страной, имеющей гражданский атомный флот.