Пенсионный советник

«В Москве энергия используется очень неэффективно»

Политик Ральф Фюкс об изменении инфраструктуры городов

Ральф Фюкс 17.12.2010, 15:49
Thinkstock/Fotobank.ru

Расчеты показывают, что возможно создать «самодостаточные города», которые не будут опустошать природные ресурсы, считает Ральф Фюкс, член правления фонда имени Генриха Бёлля, который занимается проектами развития городов.

Ральф Фюкс

Немецкий политик, член партии зеленых. Изучал социальные науки, экономику и политику, был активистом во время студенческих возмущений в Хейдельберге и Бремене. Вступил в партию зеленых в 1982 году. В 1985 был избран в парламент Бремена. В конце 90-х был со-президентом партии зеленых. В 1991 году сосотоял в должности сенатора по развитию города и защите окружающей среды. С 1996 года Ральф Фюкс входит в состав правления фонда имени Генриха Бёлля. Занимается устойчивым развитием, миграцией, вопросами о будущем европейской интеграции, проектами развития городов.

Нынешние города нашей планеты максимально несамодостаточны: они живут на невозобновимых природных ресурсах — нефти, газе, угле — и выделяют огромное количество выбросов самого разного типа, так как конец производственных цепочек не подразумевает запуск отходов обратно в производство. Мы предлагаем заново создать города, создать такую инфраструктуру, которая позволит городам жить в гармонии и равновесии с природными экосистемами. Такие города мы называем самодостаточными.

Концепция самодостаточного города включает четыре пункта:

1. перестройка систем производства и использования энергии;
2. изменение дорожного движения;
3. сельское хозяйство в городе;
4. развитие системы утилизации и использования вторичного сырья.

Одна из первых и главных целей – создать город, который не производит отходов. Эта цель амбициозна, но исследования ученых показывают, что она вполне реализуема в обозримом будущем – до конца века.

Ральф Фюкс//welt.de
Ральф Фюкс//welt.de

Прежде всего следует перестроить энергетическую систему города, повысить его энергетическую эффективность очень быстро и кардинально.

Статистические исследования показывают, что в Москве потребление энергии на душу населения в разы превышает таковое в странах Западной Европы, в том числе в Скандинавии.

Согласно расчетам, внедрение усовершенствованных систем изоляции и регулирования работы батарей поможет сэкономить до 80% энергозатрат. Сейчас вы открываете форточку, если в квартире жарко. С точки зрения экономии энергии это недопустимо — вам следует просто прикрутить вентиль на батарее, сохранив топливо. Так мы не только уменьшим выбросы, но и сэкономим деньги, которые за энергию надо платить. Кроме того, город частично может сам покрывать свои потребности, используя источники возобновимой энергии: солнечные батареи и ветряки на крышах домов, а также биологический газ из органических отходов. Перестройка городских зданий может даже привести к тому, что они будут не потребителями, а источниками энергиями. Эта цель вполне достижима: уже сейчас у нас в Германии больше половины энергии приходит из возобновимых источников, а программа текущего правительства подразумевает полный переход на возобновимые источники энергии к 2050 году.

Эта цель абсолютно достижима, что показали многочисленные исследования наших ученых.

Второй пункт — регуляция трафика. Если мы посмотрим за окно сейчас, убедимся, что текущая транспортная система Москвы совершенно необоснованна, и не только с точки зрения охраны окружающей среды. Она наносит вред здоровью людей, подрывает основы качества жизни в столице. Машины занимают город, занимают пространство, которое могли бы занимать люди — парки, скверы, другие публичные пространства. Сейчас даже в центре города есть широкие шестиполосные дороги, и это недопустимо. Единственный путь — это сократить использование личного транспорта в пользу общественного, уменьшить число и размеры магистралей — только жители города смогут заново занять это пространство. Мы сможем создать зеленые зоны, пруды, которые хороши не только для окружающей среды, но и для физического и морального здоровья горожан.

Люди в России совершенно не озабочены проблемой изменения климата, однако они должны понять, что борьба за чистоту окружающей среды – это в том числе борьба за их здоровье и повышение качества их жизни.

Тесно связана с проблемой регуляции трафика проблема районирования. Трафик уменьшится, если города откажутся от разделения районов на спальные, промышленные, культурные, офисные. Так люди смогут оказаться ближе к своему рабочему месту или месту отдыха, и необходимость в транспорте автоматически снизится.

Города могут развивать и определенный тип сельского хозяйства. Однако, в отличие от обычного горизонтального способа его ведения, в городах растения можно выращивать вертикально, используя для этого свободные помещения в высоких домах. Растения смогут использовать тепло, которым отапливаются дома, а также улучшать воздух помещений.

Важнейший и завершающий пункт изменения инфраструктуры городов — переход к жизнедеятельности, которая не создает отходов. Все пищевые отходы могут быть переработаны, в том числе в биологический газ, который поступит в систему энергообеспечения. Производство непищевых товаров должно планироваться так, чтобы они просто не оставляли отходов, которые не могли бы быть снова запущены в производственный цикл. Таким образом, необходима не только разработка системы качественной сортировки и переработки мусора, создание областей применения вторичного сырья, но и изменение системы производства, переход на утилизируемые материалы.

Все задачи, которые нужно решить для создания системы самодостаточного города, потенциально решаемы.

Например, современные научные разработки в области возобновляемых источников энергии позволяют обеспечивать ею потребителя, а законодательное регулирование использования личных автомобилей при одновременном развитии системы общественного транспорта позволит разгрузить улицы.

Однако одни технические усовершенствования не могут перевести городские поселения на новый уровень — для этого необходимы и массивные изменения в сознании их жителей. Проблемы потребительской среды города можно решить, только если сами его обитатели поймут, что самодостаточный город — это город, в котором самим людям будет комфортнее жить, город с хорошей экологией и располагающей к жизни средой.