Сперма с цинком

Дефицит цинка отрицательно влияет на сперматогенез

Все сперматозоиды являются в некотором смысле оцинкованными. Оказывается, цинк необходим как для образования новых клеток в мужских яичках, так и при скоростном перемещении в женских половых путях.

Цинк — это не только латунь, аккумуляторы и составляющий элемент полупроводников. Это ещё и необходимый микроэлемент, без которого попросту не будут работать многие ферменты нашего организма. Кроветворение, пищеварение, иммунитет, дыхательная система и даже сперматогенез не пойдут в отсутствие должного количества цинка.

Такеши Миура из Университета Эхиме и его коллеги определили, что недостаток тридцатого элемента таблицы Менделеева,

во-первых, уменьшает темпы образования сперматозоидов, а во-вторых, существенно снижает их подвижность.

Влияние цинка на мужские половые железы и клетки было известно и раньше — хотя в случае дефицита этого микроэлемента проблемы с иммунитетом и с транспортом кислорода переводят половые проблемы на второй план. К сожалению, такие ситуации нередки — болезнь Крона, паразитарные и хронические заболевания кишечника, а также строгое вегетарианство — хорошо знакомые диетологам факторы риска.

Поскольку человеческий материал в таких щепетильных вопросах малодоступен, авторы публикации в Proceedings of the National Academy of Sciences воспользовались семенниками речного японского угря (Anguilla
japonica). Сходство, может, и небольшое, но именно у этого животного сперматогенез весьма похож на человеческий. Кроме того, его можно запустить инъекцией мужского хорионического гонадотропного гормона.

После этого концентрация цинка в яичках существенно возрастает — вместе с ускорением сперматогенеза.

Как показала специфическая окраска, цинк накапливается в первую очередь в митохондриях сперматогоний, которые и дают начало сперматозоидам. Но стоило ученым «собрать» весь цинк с помощью так называемых хелатирующих агентов, как клетки-предшественники тут же дисциплинированно отправились на программированную клеточную гибель — апоптоз. Ситуацию не смог поправить ни один из известных «стимуляторов» сперматогенеза — ни эстрадиол, ни андрогены.

Не лучшим образом дефицит тридцатого элемента сказывался и на подвижности сперматозоидов — страдала как скорость, так и общая продолжительность передвижения. С учетом того, что цинк исследователи «отбирали» из внеклеточного вещества.

Будущим матерям стоит заботиться о содержании цинка не меньше, чем тем, кто хочет стать отцом.

Ученые связывают обнаруженные феномены с процессами клеточного дыхания, для которых цинк выступает в роли ко-факторов. Необходим этот элемент и для деления и восстановления ДНК. Возможно, именно по этой причине и гибнут начавшие деление половые клетки. Не исключено, что с помощью этого механизма женские половые пути способны влиять на избирательность оплодотворения.

Впрочем, в погоне за «повышением шансов» переедать минералов тоже не стоит — избыток цинка тоже чреват подавлением сперматогенеза, не говоря о других куда более важных для жизни системах.