Мартышка из княжеского зоопарка

В Новгороде найдено более полутора тысяч древних предметов

Новгородские раскопки всего за один сезон подарили археологам более полутора тысяч древних предметов. Среди интересных находок — череп мартышки, привезенной для княжеского зверинца из Африки. Между тем учёным приходится торопиться — городище разрушают две реки и растущее кладбище.

Археологи из Санкт-Петербурга вместе со своими новгородскими коллегами завершают раскопки на Рюриковом Городище нынешнего полевого сезона. В этом году раскопки в самом древнем месте Великого Новгорода принесли немало интересных находок. Учёные нашли около полутора тысяч предметов X--XII веков. Как сообщает сайт комитета по культуре и туризму Новгородской области, среди них — ключи, зубила, арабские монеты, много керамики, фрагменты стеклянной посуды с золотой росписью. Нашли археологи несколько православных крестов с эмалевыми вставками, а также янтарный крест скандинавского происхождения. Есть среди находок и женские украшения. Обнаружены шесть актовых печатей и некоторое количество заготовок для них.

В этом году на значительной площади раскопа удалось дойти до материкового грунта, полностью исследовав культурный слой толщиной до шести с половиной метров.

Рюриково Городище — уникальное место. Здесь начиналась история Великого Новгорода, здесь находится древнейшая княжеская резиденция. Однако, по словам руководителя работ, директора Санкт-Петербургского института истории материальной культуры, заведующего кафедрой археологии Санкт-Петербургского университета, профессора, члена-корреспондента РАН Евгения Носова, археологи вынуждены спешить.

Причина — разливы Волхова и Сиверсова канала постоянно размывают и разрушают культурный слой.

Кроме того, на Рюриковом Городище постоянно расширяется кладбище, поскольку само место городища до сих пор не вошло в черту Новгорода и не стало охраняемой территорией. И ученым не удается заставить городские власти принять соответствующие решения.

Рюриково Городище давно служит источником очень интересных находок.

Очень часто здесь находят княжеские актовые печати: когда-то здесь находился княжеский архив. Сами документы не сохранились, однако печати «ответственных лиц», которыми скрепляли эти грамоты, встречаются здесь регулярно, и в ежегодном списке обновления свода актовых печатей Древней Руси, который известные археологи Петр Гайдуков и Валентин Янин традиционно публикуют в сборнике «Новгород и новгородская земля. История и археология», очень многие экземпляры происходят именно отсюда. В прошлом году, кстати, тоже найдены четыре печати и заготовки для них.

Также в 2006 году среди находок числятся два глиняных сосуда, сделанных в первом веке до нашей эры, один из которых полностью сохранился. Эти находки могут еще больше «состарить» Новгород.

В 2003 году на раскопе сделали, пожалуй, одну из самых любопытных находок с весьма курьезной историей. В слоях XII века археологи обнаружили череп… африканской мартышки. Первоначально решили, что в слои череп попал в результате перемещения слоев грунта, а само животное попало сюда с так называемой Голубой дивизией испанцев, сражавшихся на стороне немецкой армии во время Великой Отечественной войны. Однако анализ находки, проведенный в США благодаря настойчивости одного из иностранных археологов, участвовавших в раскопках, показал, что и сам череп относится к XII веку. Судя по всему, животное привезли из Константинополя по знаменитому пути «из варяг в греки» для княжеского зверинца, и мартышка развлекала на пирах новгородских князей.

Археологи обещали вернуться к работе в следующем сезоне.