Пенсионный советник
Лекция по истории

Древнерусские храмы-4. Новгород. Начало XII века.

Лектор: 29.03.2007, 09:07
Фото: автора

Четвертая лекция посвящена новгородским храмам начала XII века.


После постройки Софии в Новгороде каменное строительство прервалось более чем на полвека. Посудите сами: после окончания главного новгородского собора в 1050 году, никакого каменного строительства в Новгороде в XI веке более не было. То ли князья не чувствовали себя здесь уверенными, то ли еще какие причины, но следующая каменная постройка в тех краях возведена 53 года спустя - и не в самом Новгороде, а на Городище.

Его еще называют Рюриково Городище. С недавних пор оно считается находящимся в черте города, да и видно его с пешеходного моста через Волхов, однако добраться туда непросто - пешком идти придется больше 12 километров, а автобус ходит трижды в день. Не очень давно удалось доказать, что именно по отношению к этому месту Новгород получил свое имя - Новый Город. Именно там обосновались призванные варяги (хотя, конечно, банального «придите к нам и правьте нами» не было). Именно это - древнейшее место в Новгороде, и именно там традиционно находилась княжеская резиденция.

И именно там в 1103 году сын знаменитого Владимира Мономаха Мстислав построил храм Благовещения

Известие об этом можно найти, например, в Новгородской Первой летописи. В некоторых более поздних летописях можно встретить 1102 или даже 1099-й год, но мы больше доверяем первой летописи.

Здание XII века не дошло до наших дней, в 1342 году оно разрушилось и на его месте поставили новую церковь. Увы, и на месте здания XIV века сейчас можно наблюдать лишь руины: в Великую Отечественную Войну его разрушили. Руины законсервированы и есть шанс, что когда-нибудь его восстановят, как восстановили многие разрушенные новгородские храмы, кто знает…
Однако именно во время консервации руин удалось узнать кое-что о церкви XII века. В 1966-70 гг. здесь провели раскопки, которые позволили выяснить, каким был храм резиденции Мстислава Владимировича.

Это был достаточно крупный (приблизительно 23х15 метров) шестистолпный трехапсидный храм, с лестничной башней. Удалось даже найти фрагменты фресковой живописи и надписи-граффити на штукатурке.


Впрочем, ровно через десять лет Мстислав поставил большой каменный храм уже в самом центре Новгорода, напротив Софии, на другом берегу Волхова.

Никольский, (Николо-Дворищенский) собор (1113-1136 гг.) в истории древнерусской и новгородской церковной архитектуры занимает особое место. Во-первых, это самый древний Никольский храм на Руси, дошедший до нашего времени. Во-вторых, это второй по древности из сохранившихся новгородских храмов. А в-третьих, за всю историю христианского Новгорода это - один из трех новгородских соборов - кафедралов в церковном смысле этого слова: определенное время именно он был главнейшим новгородским храмом.

Во всем облике собора видно противостояние его с Софией. Это единственный, помимо Софии пятиглавый новгородский храм чуть ли не до XV века. Посвященный любимому народом Николе Чудотворцу на княжеском дворе, он должен был придать популярности княжеской власти, не очень популярной в Новгороде. Его духовенство все время было связано с князьями, и если архиепископ, например, отказывался по политическим соображениям венчать князя, то свадьба вершилась именно здесь.

Собор такой же большой, как Благовещенский храм (23,65 х 15,35 м.). Он тоже шестистолпный, однако лестничной башни для перехода на хоры (второй этаж храма, где во время богослужения находился князь с приближенными) здесь не было. Вместо этого туда попадал через дверь в стене на втором этаже. Скорее всего, в эту дверь вел переход со второго этажа деревянного дворца, стоявшего рядом. Позже, но еще в XII веке, после «боярской революции» в Новгороде, дверь заложили, а в юго-западной части храма сложили винтовую лестницу на хоры.

Признаться, когда я первый раз приехал в Новгород в 1997 году, и уже прекрасно зная облик всех его памятников по фотографиям, я не узнал его.

Дело в том, что на всех фотографиях собор был одноглавым. Четыре малых главы со временем исчезли, но основания барабанов сохранялись под малой кровлей. И вот, в 1990-х памятник архитектуры, включенный ЮНЕСКО в число объектов всемирного культурного наследия, начали реставрировать. Интересно, что собор реставрировали при иностранной поддержке - Ганзейского союза нового времени. В 2003 году собор снова открыли.

Помимо реставрации, вокруг храма понизили уровень земли: вокруг собора культурный слой, «наросший» почти за 900 лет, срыли - на два метра.

Фресок XII века в соборе сохранилось немного: в принципе, Церковь к храмовым росписям относилась традиционно потребительски. Если фрески потускнели - их нужно сбить либо записать сразу по старым, предварительно сделав на фресках насечки сбитой штукатурки - чтобы новая лучше держалась. Правда, при реставрации обнаружили много тысяч фрагментов сбитых в древности фресок. Сейчас они изучаются.

Одна из немногих сохранившихся композиций - «Иов на гноище», в которой хорошо сохранилась фигура жены Иова, протягивающая своему супругу на шесте котелок с едой.

Однако и эта фигура пострадала от варваров - отходящие из Новгорода солдаты немецкой армии расстреляли фреску из револьвера.



А еще два собора связаны уже с монастырским строительством. Первый из них построен в обители, связанной с фантастической легендой.
По преданию, этот монастырь основан в 1106 году Антонием Римлянином, который приплыл в Новгород на камне, за двое суток совершив чудесное путешествие вокруг Европы. Камень этот и сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы, возведенного в 1117 году.

При этом святой не просто сам приплыл на камне. Отплывая из Рима, он еще и запустил в море бочку с сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки и честно отдали находку святому.

Интересно, что сам Антоний Римлянин - вполне реальная личность. Существует два автографа святого - духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония - подлинник, и написана до 1131 года (купчая - тоже подлинник, но написана в 1354-1357 годах и отнесена к Антонию по заблуждению, связанный с тому, что обе грамоты в XVI веке объединили в единый конволют).

Сам храм тоже необычен. Несмотря на то, что, судя по всему, его строили те же мастера, что и Благовещенский и Никольский, мастера, присланные Мстиславу его отцом Владимиром Мономахом, его строили по-иному. Недавние исследования показали, что сначала построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения, быт может, на следующий год, пристроили еще нартекс (от греческого «ларчик», западная часть храма, где во время литургии могут находиться не православные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада, еще и круглую лестничную башню, венчающуюся тяжелой главой, для симметрии уравновешивающейся юго-западной третьей главой. Собор Антониева монастыря чуть поменьше: 19,2х12,7 метров.

В алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 году. Фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично.

К слову, фрески тоже изуродованы по повелению монастырского руководства: когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи насечки.

Сохранилось довольно много икон из собора Рождества Богородицы. Они отреставрированы, наиболее интересные можно увидеть в экспозиции Новгородского музея.

В 1944 году при проведению работ по укреплению древней штукатурки в башне собора была открыта уникальная роспись 12 в., имеющая светский характер. Стенопись исполнена одной красно-коричневой краской без каких-либо теней и нанесена на розовато-кремовую, хорошо отполированную поверхность.

В западном притворе храма рядом с легендарным камнем Антония экспонируются 10 колоколов Софийской звонницы (XVI-XIX вв.), недавно возвращенные в Новгород.

Монастырь горел и отстраивался заново, в 1570 году в ходе опричнины погибли настоятель Геласий и все монахи, в 1611 г. - его разорили шведы.

В 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена Духовная семинария - одно из самых старых учебных заведений Российской империи. Из его стен вышли святой Тихон Задонский (строил храмы в Воронеже), архимандрит Фотий.
После революции были закрыты и монастырь, и семинария. Сейчас здесь находится одно из отделений Университета Ярослава Мудрого.

Сейчас монастырский комплекс включает, помимо Рождественского собора с его поздними пристройками, монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII - XIX вв.), церковь Сретения с трапезной (XVI в.). Во дворе монастыря играют в футбол.



Последний собор построили в другом монастыре, в другом конце Новгорода - и тоже на берегу Волхова, но в сторону Ильменя, напротив храма Благовещения на Городище. Интересно, что собор именуют Георгиевским, ибо посвящен он святому Георгию,а посвященный тому же святому монастырь, в котором поставлен этот собор - исторически называется более народно - Юрьев монастырь.

Георгиевский храм - это первый древнерусский храм, о котором нам известно имя его зодчего - обычно нам известны лишь имена заказчиков. В нашем случае это игумен Юрьева монастыря Кирик и князь Всеволод Мстиславич. »…а мастер трудился Петр» - говорит Новгордская третья летопись.

Храм заложен в 1119 году, и полностью сохранился до наших дней, хотя в конце XIX- начале ХХ веков несколько переделан. В 1933-36 гг его реставрировали, освободив фасады от пристроек и искажений, однако первоначальную форму глав и кровли не восстановили (раньше купола были шлемовидные, как на восстановленном Николо-Дворищенском храме).

Это также шестистолпный храм с лестничной башней. Он - самый крупный из четырех: длина 26,8 метров, ширина - 18,3 метра. Высота- 32 метра

В середине XII века он был расписан. В 1902 году старую живопись «поновили»: сбили и записали заново. Подлинные фрески сохранились на откосах окон и в верхней части лестничной башни

Положение Юрьева монастыря в Новгородской епархии было исключительным, основанная русскими князьями обитель на протяжении веков почиталась первой по значению среди новгородских монастырей, именовалась даже Юрьевской Лаврой

Собор служил усыпальницей князей, посадников и духовенства: под плитами пола найдены каменные гробницы ХII-ХIII веков. Здесь были похоронены мать Александра Невского - княгиня Феодосия (Евфросиния), его брат, небезызвестный в истории противник московских князей - Дмитрий Шемяка. Похоронили в нем и двух сыновей князя Ярослава, умерших в 1198 году - Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав. В память о них Ярослав Владимирович построил еще один храм, о котором речь пойдет впереди - шедевр древнерусской архитектуры, церковь Спаса Нередицы.