Зуб из пробирки

Создана технология выращивания зубов из одной клетки

Полноценные зубы можно вырастить вне организма и затем вживить. Подобный эксперимент проделали японцы над мышами. И говорят, что могут сделать то же самое с людскими зубами. И с волосами.

Японские ученые вырастили новый зуб на месте вырванного. Как сообщает Reuters, группа японских специалистов из Токийского научного университета (Tokyo University of Science in Chiba) впервые в истории смогла вырастить полноценный зуб из единственной клетки.

Выращивание проводилось в лабораторных условиях, вне организма, из клеток, уже переставших быть стволовыми. Как сообщают исследователи, в итоге клетка вырастала в полноценный зуб со всеми его компонентами — дентином, эмалью, пульпой, кровеносными сосудами.

Выращенный зуб «ничем не отличается от естественного», говорит ведущий автор работы профессор Такаси Цудзи.
«Это новый шаг в регенеративной трансплантологии», — добавляет ученый.

После выращивания зуб пересадили мышонку, у которого предварительно вырвали зуб. Ученые сообщают об успешном приживлении импланта.

Результаты работ опубликованы в журнале Nature Methods.

Японские специалисты говорят, что им еще предстоят длительные эксперименты. Однако в принципе, полагает профессор, его методологию можно применить не только для выращивания потерянных зубов, но и, допустим, волос.

Впрочем, японская методика — не единственный способ регенерации зубной ткани. Что и доказали в 2006 году канадские учёные. Как обнаружили исследователи из Университета Альберты, пульсирующий ультразвук низкой интенсивности (low-intensity pulsed ultrasound, LIPUS) стимулирует повторный рост выбитых или выпавших зубов.

Используя свойства такого ультразвука, на их основе доктора Тарак эль-Биэли, Цзе Чэнь и Ин Цуй разработали особую технологию — миниатюрную «систему на чипе», обеспечивающую, по словам новаторов, заживление зубной ткани оригинальным и неразрушающим способом. «Обладать чем-то, что реально может повлиять на здоровье людей всего мира, прикасаться к нему — феерическое ощущение», — заметил Чэнь.

Беспроводное решение преобразователя ультразвука означает, что микроскопическое устройство, укомплектованное биологически совместимыми материалами, без труда поместится во рту пациента, не доставляя ему дискомфорта. Агрегат легко устанавливается на ортодонтическом брекете или даже пластиковой съемной коронке. Заодно изобретатели сконструировали энергетический датчик, который проследит, чтобы вся мощь сигнала LIPUS достигла требуемой области — корней зубов внутри кости.

Ученые надеются довести до ума «систему на чипе» и выпустить ее в продажу уже в следующем году, благо патент на разработку уже получен.