Аутистов выдает химия мозга

Биохимические изменения в мозгу аутистов обратимы

У детей раннего возраста с диагнозом «аутизм» в мозге происходят биохимические изменения, но со временем баланс биологических веществ восстанавливается. Это отличает аутизм от других нарушений развития.

Cимптомы аутизма проявляются в раннем детстве. Их причины и патологические процессы, которые при этом развиваются, остаются невыясненными. Заболевание диагностируют по особенностям поведения: аутисты замкнуты, избегают контактов с окружающими.

В последнее десятилетия частота постановки диагноза «аутизм» растет катастрофическими темпами, и специалисты пока не могут однозначно сказать, почему.

В числе причин они рассматривают генетические факторы, загрязнение окружающей среды, питание, вакцины. Одну из возможных причин исследователи нашли недавно — особенности кишечной микрофлоры .

Не менее важно, чем причины, найти диагностические признаки, которые бы позволили отличить аутизм от других заболеваний. Иногда симптомы аутизма сходны с симптомами других нарушений развития. Чем раньше удается поставить правильный диагноз, тем больше шансов скорректировать состояние ребенка и вовремя предпринять усилия по его социальной адаптации. Новое исследование американских ученых открывает путь к ранней диагностике заболевания по биохимическим маркерам в головном мозге.

В работе, опубликованной в журнале JAMA Psychiatry , показано, что

химические изменения в сером веществе головного мозга, которые происходят в возрасте от 3 до 10 лет, позволяют дифференцировать детей с аутизмом от детей с другими нарушениями развития мозга.

Ученые из Университета штата Вашингтон в Сиэтле изучили три группы детей различного возраста: от 3 до 4 лет; от 6 до 7 лет; от 9 до 10 лет — всего 219 детей. Во всех группах присутствовали дети с расстройствами аутического спектра, нарушениями развития неясной причины и здоровые дети.

Исследование проводили методом протонной магнитно-резонансной спектроскопии. Это новый неинвазивный метод исследования, который позволяет измерить концентрации химических веществ в мозге и других органах. Оказалось, что у детей трех групп в сером и белом веществе головного мозга с возрастом по-разному изменяется концентрация N-ацетиласпартата, холина, креатина, миоинозитола и глютаминовой кислоты.

Диагностически значимым оказался уровень N-ацетиласпартата в сером веществе головного мозга. Специалисты рассматривают снижение уровня этого вещества в мозге как индикатор гибели нейронов.

У аутистов количество N-ацетиласпартата в трехлетнем возрасте было заметно ниже, чем у их здоровых сверстников, а к девятилетнему возрасту различия исчезали.

У детей с нарушениями развития неясной причины уровень этого вещества сохранялся низким и в возрасте 9—10 лет. Такие результаты, по мнению авторов исследования, позволяют провести более четкую границу между этими двумя группами.

Исследователи отмечают, что картина биохимических изменений мозга при аутизме в возрастной группе от 3 до 4 лет напоминает ту, что выявляется при рассеянном склерозе, эпилепсии и черепно-мозговых травмах, когда уровень N-ацетиласпартата снижается в начале заболевания или в момент травмы. Обычно уровень этого вещества вновь возрастает в период ремиссии, после успешного лечения или на восстановительном этапе после травмы.

Биохимические изменения в головном мозге, наблюдаемые у детей с расстройствами аутического спектра в возрасте от 3 до 4 лет, считают авторы работы, вероятно, отражают процесс, который начинается задолго до этого — на ранней стадии развития.

Но главное — результаты исследования свидетельствуют о том, что развитие мозга при аутизме представляет собой динамический процесс и нарушения, возникшие в раннем возрасте, могут быть впоследствии обратимы.

По словам ученых, это модель возвращения к гомеостазу (устойчивому состоянию) после разрушительных для мозга событий в момент раннего развития. Дополнительные исследования в раннем возрасте помогут обнаружить момент начала патологического процесса и своевременно начать наблюдение за развитием мозга детей с аутизмом.