Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

«Левиафан» уступил «Зимней спячке»

На 67-м Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм «Зимняя спячка» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлан

Владимир Лященко (Канн), Игорь Карев, Наталия Митюшева 24.05.2014, 23:37
__is_photorep_included6047001: 1

Объявлены лауреаты 67-го Каннского кинофестиваля: «Левиафан» Андрея Звягинцева получил приз за сценарий, обладателем Гран-при стала итальянка Аличе Рорвакер за «Чудеса», лучшие актеры — британец Тимоти Сполл и Джулиана Мур, а «Золотую пальмовую ветвь» получил турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан.

Объявлены лауреаты 67-го международного кинофестиваля в Канне. Жюри во главе с новозеландской писательницей и режиссером Джейн Кэмпион вручило «Золотую пальмовую ветвь» турецкому фильму «Зимняя спячка» режиссера Нури Бильге Джейлан.

Джейлан посвятил свою награду всем молодым туркам, в том числе тем, кто потерял жизни в прошлом году во время народных волнений и протестов; приз ему вручали Квентин Тарантино и Ума Турман.

Это не первый приз турецкого постановщика в Каннах. Еще его дебютная короткометражка «Кокон» участвовала в каннском конкурсе, в 2006-м фильм Джейлана «Времена года» получил в Канне премию ФИПРЕССИ, за «Три обезьяны» (2008) ему достался режиссерский приз, а картина 2010 года «Однажды в Анатолии» получила Гран-при.

Действие его длинной (больше 3 часов) «Зимней спячки» происходит в Анатолии, а главным ее героем стал землевладелец и хозяин гостиницы (турецкий актер Халук Бильгинер).

В фильме много отсылок к русской классической литературе второй половины XIX века, почти весь он состоит из разговоров без конца, начала и смысла о достоинстве, непротивлении злу и прочих высоких материях.

Основными фаворитами накануне вручения призов представлялись лента бельгийских режиссеров братьев Дарденн «Два дня, одна ночь» (Deux jours, une nuit) и российская картина «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева. Правда, высказывались и сомнения в том, что братьям Дарденн достанется их третий каннский приз; они уже получали «Золотую пальмовую ветвь» — в 1999 году за «Розетту» и в 2005-м за «Дитя». В 2011 году их драма «Мальчик с велосипедом» стала обладателем Гран-при. В 2014 году Дарденны не получили ничего — и это, пожалуй, самая скандальная новость церемонии награждения.

А «Левиафан» Звягинцева получил приз за лучший сценарий — его режиссер разделил с соавтором Олегом Негиным.

imdb.com

Впрочем, «Левиафан» уже продан для проката на большинстве кинорынков Европы и Америки; в США его будет показывать Sony Pictures; когда фильм выйдет в России, пока неизвестно.

Распределение более важных призов также оказалось неожиданным. Гран-при фестиваля вручала Софи Лорен, при выходе которой на сцену зал аплодировал стоя. Приз получила итало-швейцарско-немецкая картина «Чудеса» (Le Meraviglie), снятая Аличе Рорвакер. Эту трагикомедию об итальянской семье пчеловодов отмечали критики, предполагая, что жюри должно наградить талантливую Аличе Рорвакер.

Лучшим же режиссером в Канне стал американец Беннетт Миллер, снявший фильм «Охотник на лис» (Foxcatcher).

Это третий фильм режиссера после «Капоте», принесшего «Оскара» Филипу Сеймуру Хоффману, и «Человека, который изменил все», в котором отмечались актерские работы Брэда Питта и Джоны Хилла. «Охотнику на лис» прочили актерский приз (Стиву Кэррелу), но жюри неожиданно наградило режиссера — хорошего, но не самого интересного в конкурсе.

Лучшим актером был признан Тимоти Сполл, сыгравший в фильме Майка Ли «Уильям Тернер» (Mr Turner) роль великого британского художника начала XIX века, одного из предтечи импрессионизма.

Принимая приз из рук Моники Белуччи, английский актер произнес проникновенную речь, в которой вспомнил, что должен был быть в Каннах почти 20 лет назад, когда в конкурсе победил фильм Майкла Ли «Тайны и ложь» (1996), но тогда актеру поставили диагноз «лейкемия».

Главный женский приз Канн получила Джулианна Мур, которая в фильме «Звездная карта» (Maps to the Stars) Дэвида Кроненберга, сыграла актрису, клиентку психотерапевта; сама картина, по словам Кроненберга, — мощная, эмоциональная и проницательная сатира на Голливуд. Для многих награждение Мур стало сюрпризом — у нее были сильные конкурентки, в том числе Марион Котийяр, исполнительница главной роли в фильме Дарденнов.

Приз жюри получили сразу две картины — «Мамочка» (Mommy) канадского актера и режиссера Ксавье Долана и «Слова, прощайте» (Adieu au Language) Жан-Люка Годара.

83-летний Годар на церемонию награждения не прибыл, а вот Долан, получая награду, распереживался и рассказал, что первый фильм, который в пятнадцать лет он посмотрел в доме приемной матери, был «Пианино» Джейн Кемпион (которая возглавляет в Канне в этом году жюри основного конкурса). Канадский режиссер сообщил, что этот фильм изменил его; по его мнению, надо снимать фильмы, которые заставляют людей плакать и смеяться, меняя их.

«Золотую камеру» за лучший дебют получила французская картина «Тусовщица» (Party Girl) — совместная работа Мари Амашукели, Клер Бюргер, Самюэля Теиса, участвовавшая в программе «Особый взгляд».

«Золотую пальмовую ветвь» среди короткометражек получила «Лейди» — первый фильм Симоны Месы Сото из Колумбии. Жюри отметило также короткометражный фильм «Аисса» (Aïssa) француза Клемента Трехи-Лаланна и «Да, мы любим» (Ja, vi elsker) норвежца Халлвара Витсё.

Накануне были названы победители второй по значению программы Каннского кинофестиваля — «Особый взгляд». Лучшим фильмом этой секции стала драма «Белый бог» венгерского режиссера Корнела Мундруцо, главный герой которой, брошенный пес, поднимает бродячих собак на бунт против людей. Приз жюри «Особого взгляда» получила картина Рубена Эстлунда «Турист», а «Соль земли» Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо — специальную награду секции. Лучшим актером стал австралиец Дэвид Галпилил, сыгравший в «Стране Чарли» Рольфа де Хира.

Еще одна не главная, но важная программа Канн — «Неделя критики». Здесь главную награду получил фильм украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого «Племя», посвященный глухонемым и снятый с непрофессиональными актерами.

Эта лента получила главный приз «Недели» — Гран-при Nespresso, канал France4 наградил «Племя» как главное открытие фестиваля, а организация The Gan Foundation решила поддержать картину в прокате. Премию SACD, которую получает лучший фильм на французском языке, вручили ленте «Надежда» Бориса Ложкина. Французский телеканал Canal+ наградил своим призом короткометражку «Крокодил» Гаэля Дени.