Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Кто первый покажет

На русском языке вышел роман «Кто все расскажет»

Полина Рыжова 09.07.2012, 10:49
Книга «Кто все расскажет» Чака Паланика выходит на русском языке wikipedia.org
Книга «Кто все расскажет» Чака Паланика выходит на русском языке

На русском языке выходит «Кто все расскажет» Чака Паланика — роман автора «Бойцовского клуба» написан в форме киносценария и повествует о грязном белье голливудских звезд 1950-х.

Роман написан в форме киносценария от лица Хэйзи Куган — женщины, мнящей себя серым кардиналом голливудской звездной тусовки 1950-х годов. Хэйзи – некрасивая стареющая дама, работающая горничной и личным агентом у немыслимо красивой, но также стареющей кинодивы Кэтрин Кентон. Хэйзи описывает повадки голливудских небожителей, снисходительно называет свою хозяйку «мисс Кэти» и пытается спасти ее жизнь от ухаживаний подозрительного Уэбстера Карлтона Уэстворда Третьего.

С определенных пор Паланик выпускает новую книгу каждый год: в 2008-м - «Снафф», роман о предсмертной оргии легендарной порнозвезды, в 2009-м - «Пигмея», дневник 13-летнего террориста, прибывшего в Америку из восточной тоталитарной страны, в 2010-м свет увидела книга «Кто все расскажет». Наконец, в 2011-м Паланик выпустил роман под названием «Проклятая», но до описанных в нем приключений маленькой Мэдисон в аду руки российских книгоиздателей еще не дошли.

Кажется, что некогда популярный и важный для американской литературы писатель усиленно старается доказать свою литературную пригодность, даже не столько критикам, сколько редеющему фан-клубу.

С критиками у Паланика напряженные отношения установились довольно давно. Еще в 2003 известный автор журнала «Salon» Лора Миллер определила писательскую манеру Паланика следующим образом: «Он ополчается на поверхностную, упрощенную, дегуманизированную культуру общества потребления при помощи поверхностной, упрощенной, дегуманизированной прозы». И если высоколобым нью-йоркским критикам не нравится Паланик сам по себе, то основная претензия преданных читателей заключается в том, что

писатель стал самоповторяться, в первую очередь, в своем желании этого же читателя эпатировать.

Возможно, именно поэтому от рассказов об особенностях мастурбации в бассейне («Призраки»), писатель перешел на более изящные сюжеты. Что может быть изящнее, чем вдохновленный жанром нуар киносценарий завистливой интеллектуалки, напичканный упоминаниями голливудских звезд 50-х и названий любимых фильмов? Более того, с подмигиваниями Оскару Уайльду и Хулио Кортасару?

Обложка книги «Кто все расскажет» Чака Паланика
Обложка книги «Кто все расскажет» Чака Паланика

Паланик известен своим пристрастием не просто изображать в романах странных, маргинальных, аморальных героев, а непосредственно давать им слово. В данном случае Хэйзи Куган отведена целая съемочная площадка, на которой она вершит судьбы своих актеров. Хэйзи, режиссирующая жизнь и смерть кинодивы Кэтрин,

настоящий Пигмалион, моющий за своей Галатеей посуду.

Подкованная в вопросах киноэстетики и начитавшаяся кинокритиков и светских обозревателей, она знает себе цену и с удовольствием оценивает других: «Элегантная Кэтрин Кентон повелевает мной не более, чем пианино способно приказывать Игнацию Яну Подеревски — перефразируя Джозефа Лео Манкевича, который однажды перефразировал меня».

С неуемной социальной критикой в романе тоже все в порядке: Хейзи раздает звонкие оплеухи сценаристам, актерам, режиссерам, иконам стиля и безвестным старлеткам, великим творцам и претендующим на славу посредственностям. Но, как часто бывает у Паланика,

критикующий совсем не лучше объектов своей критики, более того - значительно хуже.

Хэйзи утверждает, что вся голливудская звездная тусовка поголовно унаследовала синром Туретта — расстройство центральной нервной системы, при котором больные произносят лишь отдельные звуки и нечленораздельные слова. К тому же все их попытки разговаривать между собой похожи на «бессвязный лепет осиротевшего рекламного агента, вскормленного стаей волков и учившегося читать по колонкам Уолтера Уинчелла». Несмотря на это, сама Хэйзи утомительно часто жонглирует именами творческой интеллигенции 1950-х, из-за чего весь текст разукрашен примечаниями (из которых читатель узнает, кто такой Джозеф Лео Манкевич, и кто такой, в конце концов, Уолтер Уинчелл).

Книга у Паланика таким образом вышла познавательной, а в некоторых местах вообще смахивает на энциклопедию. Однако за всей этой показной эрудированностью хорошо видна клишированность мировосприятия Хэйзи. Более того, в претенциозном трехсостраничном киносценарии можно уловить сарказм Паланика по поводу самой натуры авторов, творцов, созидателей, попросту графоманов, идущих на все ради того, чтобы преисполниться собственным величием: «А вы говорите: искусство имитирует жизнь!.. Случается и наоборот».

Помимо подражания жанру нуар, где убийцей может оказаться кто угодно, но традиционно оказывается тот, кого меньше всего подозревали, у нового романа любопытная структура, способная доставить удовольствие любителям симулякров.

«Кто все расскажет» — это киносценарий о киносценарии.

Внутри выдуманной экранизации персонажи смотрят фильмы, ставят спектакли, зачитывают мемуары, а, главное, все мечтают стать автором этого сценария, чьими героями они и являются, зачастую оспаривая право голоса у самой Хэйзи.

Вполне может сложиться неверное впечатление, что за харизматичным излишествующим автором и сложной структурой романа узнаваемый стиль Паланика разглядеть тяжело.

Но нет, в новой книге все на месте: и постоянное кружение на одном и том же, повторы опорных мыслей, зачастую ставящие под сомнение сообразительность читателя, параллельное повествование, страсть к парадоксам и описаниям интимных сцен, в конце концов, специфический паланиковский юмор.

«— «Испуская последний вздох, — читает закадровый голос, — моя горячо любимая Кэтрин промолвила: «Уэбб, обещай мне, пожалуйста... Если только тебе дорога моя память, — сказала она, осчастливь своим невероятно талантливым пенисом самых красивых, хотя и менее удачливых женщин этого мира». И приторная двойница мисс Кэти, обмякнув, беспомощно повисает на руках своего полуразмытого спутника. По его лицу стекают потоки слёз. — Клянусь, — отвечает он. И, яростно потрясая над головой окровавленным кулаком, кричит: — О моя горячо любимая Кэтрин, я клянусь, что любой ценой исполню твою предсмертную волю!».

К негодованию нью-йоркских критиков и к радости редеющего фанатского клуба по прочтению «Кто все расскажет» литературную пригодность Паланика можно считать доказанной. Больше всего подкупает то, что на всех уровнях произведения тема кино и авторства, что называется, раскрыта, как формально, так и содержательно. Однако среди брутальной прозы Паланика новый роман все же выглядит только как упражнение в прекрасном. В том смысле, что в обмороки от нахлынувшего омерзения падать читатели уже не будут, но и громкий успех книгу вряд ли ждет. Есть все основания полагать, что на этот раз обойдется без заученных наизусть монологов и культовых экранизаций. Впрочем, что может быть соблазнительней, чем снять экранизацию уже готового киносценария.