В нашей стране отчего-то пока не стали распространенными «электрические иконы», столь популярные в Греции. Это сделанные по всем православным канонам образа, взятые в киот, по внутреннему периметру которого расположены лампы, обычные либо люминесцентные. Втыкаешь вилку в розетку, и икона начинает изливать своего рода «фаворский свет», произведенный на электростанции.
Что касается современного искусства, оно без электричества не представимо.
Во-первых, многие нынешние художники работают не при естественном свете или при свечах, как старые мастера, а с электрическим освещением. И, разумеется, из-за этого живопись получается несколько иной, чем у Андрея Рублева и Вермеера Дельфтского. Во-вторых, чуть не половина продукции современного искусства - это видео, фото, всевозможные движущиеся объекты, звуковые и световые и инсталляции, что-то, сделанное при помощи компьютера и прочее, без электричества не мыслимое.
Как раз про связь электротока и искусства - выставка «Контур света» в Государственном музее современной истории России, представленная РАО «ЕЭС России», и на ней, как говорят ее организаторы, «объединяются энергия электричества и энергия творчества».
Выставка не чрезвычайная, свет истины там не сияет, но разносторонняя и познавательная. И кое-что там светится.
Удалая картина Владимира Дубосарского и Александра Виноградова с гирляндами из разноцветных лампочек, трогательные самодельные электрические приборы из коллекции Владимира Архипова, сделанные советскими жителями времен застоя по причине бедности и заботливости к вещам, живопись Сергея Шутова, инкрустированная компьютерными дисплеями и вызывающая в памяти искусственное солнце из «Чевенгура», а также веселый поющий электромобиль-фонтан марки «Рай» Натальи Турновой, озвученный ближневосточными балладами. И еще много чего.
Эта выставка, куратор которой искусствовед Георгий Никич, интересна не только своими экспонатами. Отдельный сюжет - сотрудничество корпорации и художников. «ЕЭС России» организует такое мероприятие в третий раз, а Никич в свое время оказался у нас первопроходцем в кооперации бизнеса и искусства.
Такие события строятся по ясной схеме. Куратор договаривается с какой-то компанией, и чем крупнее она, тем лучше. Затем привлекаются художники, делающие нечто специально для выставки или подбирающие работы, более или менее соответствующие теме. Компания оплачивает аренду помещения, изготовление произведений либо покупает их и несет прочие расходы.
В результате все довольны.
Компания демонстрирует культурную продвинутость и таким образом улучшает свой бизнес-имидж, участники получают выставку и деньги. Кроме того, это светское мероприятие: на вернисаже встречаются важные и не слишком значительные персоны, знакомятся и ведут разговор, в другом случае не случившийся бы.
Несколько лет назад в Москве состоялась выставка с названием «Легкость» (ее курировала Ольга Свиблова), спонсировала же табачная компания, продвигавшая на наш рынок сверхлегкие сигареты. Все выставленное отличалось легкостью ума удивительной, Милану Кундере - отдыхать. Пора убедить Газпром Росвооружение в том, что надо поддерживать современное искусство. Страшно?
Не очень. Все будет мило, ведь искусство - неплохой инструмент для заполнения пустот между всевозможными кошмарами.