Стали известны условия образования алмазных фонтанов

Nature: расколы суперконтинентов приводят к извержению алмазов на поверхность

Ученые из Университета Саутгемптона выяснили, что при распаде суперконтинентов на поверхность Земли извергались фонтаны алмазов. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Алмазы образуются глубоко в земной коре, примерно на глубине 150 километров. Они быстро поднимаются на поверхность со скоростью от 18 до 133 км/ч в результате извержений, называемых кимберлитами. Авторы исследования заметили, что это происходило чаще всего во времена перестроек тектонических плит, из которых состоит твердая оболочка Земли.

Масштабные перестройки тектонических плит имели место, например, во время распада суперконтинента Пангея. Этот огромный материк объединял практически всю сушу Земли.

Ученые подтвердили, что существует закономерность: когда плиты начинают расходиться, через 22-30 миллионов лет происходит пик извержений кимберлитов. Так, через 25 миллионов лет после распада южного суперконтинента Гондвана алмазы вышли на поверхность современной Африки и Южной Америки. В Северной Америке также наблюдался пик кимберлитовых извержений после того, как около 250 миллионов лет назад начал раскалываться суперконтинент Пангея.

Интересно, что эти извержения кимберлитов начинались на краях разломов, а затем неуклонно двигались к центру материка. С помощью компьютерного моделирования ученые обнаружили, что когда тектонические плиты расходятся, основание континентальной коры истончается. Горячая порода поднимается, соприкасается с истонченной корой, охлаждается и снова опускается. При этом происходит перемешивание породы с большим количеством воды и углекислого газа, а также с алмазами, которые в результате извергаются на поверхность. По словам авторов, это похоже на встряхивание бутылки шампанского.

Результаты могут быть полезны при поиске неразведанных месторождений алмазов. Они также позволят объяснить, почему происходят вулканические извержения спустя долгое время после распада суперконтинента в регионах, которые должны быть стабильны.

Ранее ученые нашли лекарство против синдрома дырявого кишечника.