Геологи обнаружили у вулкана Фаградальсфьядль необычную магму из глубин Земли

Изучение извержения вулкана Фаградальсфьядль в Исландии заставило ученых пересмотреть модель вулканизма. Статья об этом опубликована в журнале Nature.

Последнее извержение вулкана Фаградальсфьядль произошло в 2021 году. Оно не было очень мощным, и лава залила лишь небольшую долину, но было очень хорошо изучено и снято множеством любительских камер.

Геологи из Исландского университета попытались выяснить, насколько глубоко в мантии под Фаградальсфьядль зародилась магма, как глубоко под поверхностью она хранилась, и что происходило в резервуаре до извержения и после. Долгое время считалось, что магматический очаг заполняется в течение долгого времени и затем извергается на поверхность. Таким образом, излившаяся порода должна быть однородной.

Однако в ходе изучения пород выяснилось, что базальтовая магма вулкана Фаградальсфьядль была крайне неоднородной, и сформировалась на разных глубинах. Первоначально в изверженной лаве преобладали расплавы, полученные из самой неглубокой мантии, но в течение следующих трех недель все больше преобладали магмы, образовавшиеся на большей глубине.

В связи с этим ученым предстоит пересмотреть существующие модели образования вулканов, чтобы объяснить наблюдаемый феномен.